Заметки на полях штабных сражений

Jan 14, 2013 00:05



Один из эпизодов невероятных приключений полковника Карягина. Персы поджимают, нужно срочно переправиться через ущелье. 4 солдата, не говоря ни слова, ложатся в яму в качестве живого моста.

Журналы боевых действий (ЖБД) ведутся в российской армии как минимум с 18 века и служат для документирования деятельности воинских частей в военное время. Другие виды военной документации, пользующиеся доверием в академической среде - всякого рода рапорта, реляции, представления о наградах. Всё это имеется в разной степени открытости архивах, на которые любят тщательно ссылаться ученые мужи.

Однако ж поверхностное борождение и чтение предисловий привели к весьма печальному выводу, что официальная военная документация - не самый прочный бастион в плане достоверности.

В 1839 году на Бородинском поле затеяли самую грандиозную в истории историческую (простите за тавтологию) реконструкцию прошедшего сражения с участием 130 тыс. человек (то есть местами в масштабе 1:1), и с изумлением обнаружили, что изложенное в рапортах и ЖБД слабо соотносится с действительностью - указанные в них маневры за редким исключением на практике совершить невозможно. Рапорта по Бородинскому сражению составлялись через 3-4 недели события.

Но по Бородину отписывались хотя бы участники. ЖБД по русско-японской войне 1904-05 гг. поручили офицерам, прибывшим в воинские и морские части из России через несколько месяцев после подписания Портсмутского мира. И ничего, несколько толстенных томов покоятся в архивах.

Известно о выдуманных, но тщательно задокументированных в ЖБД и рапортах сражениях в кавказских войнах 19 века. По-видимому, у невероятных подвигов отряда полковника Карягина периода российской-персидских войн ноги оттуда же растут. По легендам, полковник с отрядом в 500 штыков успешно воевал против 40 тысячного гарнизона, и не партизанскими методами, а по взрослому троллил супостата. Кстати, рассказы об отряде Карягина обожают перепащивать пацреоты, в соседних записях у которых требования отделить Кавказ. Как это сочетать с тем, что карягинские солдаты проливали кровь за присоединение Кавказа, не разъясняется.

Во время Великой отечественной войны, особенно в начальный период, штабы и тыловики не просто не хоронили солдат, но и часто врали в похоронках о местах гибели, вписывая тот населенный пункт, где дислоцировался штаб полка, а реальные места сражений могли находиться за десятки километров.

Известно высказывание, не помню автора, объектом которого ныне считают политиков, но изначально оно было обращено на военных. Имяряки сначала рассказывают о своих намерениях, а потом объясняют, почему у них ничего не получилось. Так и составляются военные документы. Опять же всяческие интриги по карьерным, политическим и иным соображениям, бахвальство, лесть.

Ещё есть такая вещь, как ордена и другие награды. Каждый орден имеет свой статут. Представляя отличившегося к определенной награде, надо соответствующим образом описать его подвиг. Независимо от того, что он на самом деле совершил. Если награда не первая, то есть имеет более высокий статут, то и деяние (на бумаге, по крайней мере) должно быть более навороченное.  Соответственные поправочки на ветер заносятся в ЖБД. Чтобы представить к награде командиров, по документации прогуляется уже целая буря.

Для иллюстрации: от офицера, прошедшего Афганистан, слышал версию, что одна из крупнейших военных операций той войны "Магистраль", не имеющая большого военного смысла, была инициирована представителем генштаба Варенниковым с единственной целью иметь основание для представления его, Варенникова, к званию Героя Советского Союза. Он понимал, что больших битв на его век больше не будет, и эта война катится к закату, а звездочку на китель хотелось. За "Магистраль" Героя получили также Грачев и Громов. Понятно, как те события отражены в официальных реляциях.

Еще в военных реляциях принято монстроузировать противника, чтобы возвысить свои деяния в случае победы и оправдаться в случае поражения. Например, по первой мировой, ходят легенды, что у австрияков существовал приказ не ввязываться в бой с казацкими частями, не имея многократного превосходства. Я охотно допускаю мысль, что Cossacks монстроузированы неприятелем. Однако ж то были простые мужики, поставленные под ружьё, а не какие не псы войны.  События гражданской через несколько лет показали, что в противоборстве со значительно уступающим австриякам в военной мощи сбродом казаки эффективностью не блистали.




размышления, история

Previous post Next post
Up