Полезное напоминание, которое я взял для себя из
лекции Петрановской, это то, что у многих, наверное, даже у большинства травматиков, есть привычная (заложенная в детстве и неоднократно подпитанная обществом) модель поведения при фрустрации: отругать себя, загнав в ещё больший стресс. Запугать себя, перебрав, например, все возможные негативные последствия своей ошибки - и исходя из этих представлений попытаться срочно "подстелить соломки" из собственных же оставшихся ресурсов везде, где можно. Или "просто", опять-таки по привычке, раздуть оплошность до размеров слона, не заметить успеха, сосредоточившись исключительно на "помарке", в общем, в той или иной форме внутренне вылить на себя максимум недовольства, ожидая, что это поможет тому, чтобы "больше никогда" такого не повторить.
Недавно во время аналитической работы и написания дневника, я понял, что у нас в семье были настоящие "ритуалы унижений", которым был обязан подвергнуться ошибившийся человек (как правило, таким человеком, конечно, был я - ребёнок. Но моя мать также демонстрировала похожее поведение и собственно, обучала меня ему, в том числе, своим же примером). "Ритуалы" эти заключались, например, в многократном уничижительном раскаянии в своей ошибке (даже в том случае, если это была довольно простая, вполне человеческая оплошность, никому - кроме того несчастного, который ошибся - не причинившая вреда), в публичных извинениях и словесном "посыпании головы пеплом", а также нередко в выражении горячей признательности тому, кто указал на ошибку (в моём случае это была обязательная благодарность за наказание, ругань и крики на меня, за "преподанный" мне "урок" - даже в тех случаях, когда взрослые были неправы или когда наказание мнократно перевешивало проступок).
Это внешняя сторона, а внутренняя заключалась в как бы "обязанности" чувствовать себя совершенно определённым образом - помимо жгучего стыда (и только посмей его не испытывать - хуже будет!) это было ощущение "отмены" всех твоих прежних достижений, "обнуления" твоей личности - как минимум, до тех пор, пока ты не "искупишь" свою "вину" (в том числе "ритуалами унижений"). Ах да, "довесок" таких ритуалов был в том, чтобы вновь приниматься бурно раскаиваться и всевозможно ругать/унижать себя при каждом повторном упоминании об инциденте. Даже если до этого тебя как бы "простили". Ошибшийся человек становился "бесправным", фактически несуществующим, тем, о кого можно и нужно вытереть ноги - и был ОБЯЗАН чувствовать и вести себя именно так.
Я уже давно знаю (и уже практикую это в реальности какое-то время), что идти надо совсем в противоположную сторону - посочувствовать самому себе для начала, ведь ошибки никому не приятны. Отнестись к себе бережно - это для меня относительно новый пункт, заключающийся в том, чтобы дать себе ТОЛЬКО поддержку и отказаться себя ругать - в том числе, не ругать, не быть недовольным собой за то, что всё равно начал стрессовать и "сваливаться" в старые реакции. Останавливать этот паттерн "ошибся - добавь себе стресса" можно и важно на любом из этапов, и это действует. То самое контейнирование, о к-ром упоминается в лекции - т.е. благожелательная, максимально добрая, максимально "на своей собственной стороне" поддержка себя. Без малейших сомнений в том, что ошибка - это случайность, что я не хотел "плохого", и в том, что ошибаются все, это просто часть нашей природы.
Деликатность к собственному процессу, к собственным чувствам может, например, выражаться в их конфиденциальности - позволении себе никому не рассказывать (не докладывать), что со мной происходит или происходило, ведь даже на прямой вопрос я имею право ответить "Я не хочу об этом говорить". И конечно, лично для меня очень важен абсолютный отказ чувствовать себя каким-то "плохим", униженным, "отменённым" или бесправным из-за всего лишь обычной ошибки.
Ну и заодно разными способами напоминать себе, что из старых паттернов вылезать сложно, но идя по-другому, по-новому, чувствуешь себя много лучше, и почему бы для разнообразия опыта теперь не сосредоточиться на успехе?)