Зимний дворец. История в акварелях. Личные апартаменты императора Александра II

Dec 06, 2021 20:16




На акварели 1857 года за авторством того же Эдуарда Гау - уже кабинет не цесаревича, но императора. Он все больше наполняется предметами декора, но не простыми, а со смыслом. Наряду с фигурками солдат, количество которых опять возросло, под стеклянными колпаками модно увидеть и головные уборы. Это казачьи кивера императора Николая I. Позже к ним прибавятся и кивера умершего старшего сына императора - цесаревича Николая Александровича. Картины на стене все также попирают молдинги, а портреты родни на столе теснят бумаги и письменные принадлежности. Среди них в рамках с закругленным верхом выделяются акварельные портреты императриц Марии Александровны и Александры Фёдоровны кисти Кристины Робертсон.

Приставленные к столу кресла заставлены портфелями, а для бумаг поставили дополнительный столик. Ну то есть вы представляете, насколько больше бумаг приходиться читать и подписывать императору, чем цесаревичу. Прилечь некогда. Даже кушеточку убрали. Шучу, она за колоннами.




В этой статье мы рассмотрим не только акварели, но и фотографию кабинета Александра II авторства придворного фотографа Сергея Львовича Левицкого. Фото сделано в 1870-е годы, и здесь мы опять видим хозяина кабинета.

Кстати, за ним так же интересно наблюдать, как и за самим кабинетом. Вначале - скучающий юноша за пустым столом и одним-единственным листочком в руках; потом - молодой отец и уже ощутивший тяжесть государственных дел наследник престола; и наконец - государь огромной империи, отменивший крепостное право и ощутивший настоящее бремя власти.

Но вернемся к кабинету. В нем мало что изменилось, если говорить об обстановке. Но все больше становится портретов близких, появляются и фотографии. Теперь уже стену напротив императора, где, как мы помним, много лет царил Александр I в окружении батальных сцен, занимают портреты членов императорской семьи, в том числе умершего цесаревича Николая Александровича.

А кушеточка вон где, за колонны задвинута.




Интересную деталь отмечает Игорь Викторович Зимин в своей книге «Люди Зимнего дворца». Он приводит воспоминания германского корреспондента, которому довелось побывать в кабинете Александра II. Гость обратил внимание на то, что «под стеклянными колпаками, рядом с казачьими киверами покойных императора Николая I и цесаревича Николая Александровича» хранится «пистолет, оказавшийся тем самым, из которого Каракозов выстрелил в государя 4 апреля 1866 г. Пистолет был двуствольным, и один из стволов оставался заряженным».

То есть император не хотел забывать о страшном происшествии, а наоборот, постоянно напоминал себе о нем и о том, что это может повториться. И повторялось. Как мы знаем, на Александра II было совершенно семь покушений и последнее, седьмое, стало роковым.

Пятнадцать лет кабинет императора хранил в своих стенах орудие первого покушения, и сюда же смертельно раненого Александра II привезли после последнего покушения, 1 марта 1881 года. Он умер на той самой кушетке, которая была его постоянной спутницей многие годы.

После смерти императора его личные комнаты стали мемориальными и оставались в неприкосновенности вплоть до революционных событий 1917 года. После Февральской революции здесь разместились члены Временного правительства. В 1922 году бывшие апартаменты Александра II вошли в состав «Исторических комнат», рассказывавших о жизни императорской семьи. В тот период кабинет оставался почти таким же, как при Александре II, но добавился второй стол и стало меньше портретов и предметов декора.




В настоящее время это простой выставочный зал, относящийся к залам русской культуры XVIII века. О том, что когда-то здесь жил и умер император-освободитель, напоминает лишь мемориальная табличка.

акварель, зимний дворец, санкт-петербург, искусство

Previous post Next post
Up