Цветы с чужих пиров

Mar 01, 2011 16:06



Сейчас много спорят из-за Дня святого Валентина, Хэллоуина, теперь вот ещё и Дня сурка, ставшего известным благодаря одноимённому фильму. А мне по этому поводу припомнилось, как лет этак надцать назад в Киеве пошло поветрие в первый день марта дарить друг другу красно-белые амулетики. Со временем оно как-то сошло на нет, а жаль. Называли их мартовками или мэрцишорами, на молдавский манер, поскольку именно оттуда эта традиция происходила. Правда, одна девочка говорила тогда, что «мартычку» ей привезли из Чехии, но я нигде не обнаружила упоминания о чём-либо подобном у чехов.
Помимо молдаван и румын похожий праздник есть у болгар, называется Мартеницы или Баба Марта. Откуда пошёл этот обычай, точно не известно, но как правило его связывают с празднованием Нового года в Римской империи.
Жители Молдавии очень гордятся своим праздником, таким самобытным и ни на какой другой не похожим. Отчасти популяризации Мэрцишора способствовал ежегодно проводимый с 1969 года одноимённый музыкальный фестиваль, начинающийся 1 марта и длящийся до 10-го. Скорей всего именно в качестве сувениров с фестиваля мэрцишоры попали в Киев.

И вот что любопытно: стоило только вспомнить о мэрцишоре, как тут же на улице встретила женщину с мэрцишором - или, может, с мартеницей, я не уточняла :)) Болгарские мартеницы чаще бывают в виде антропоморфных фигурок, у них даже есть имена - Пижо и Пенда, но это не такое уж строгое правило, особенно в наше время.



Итак, Мэрцишор это и сам праздник, и его символ - простенькое украшение в виде тонкого шнурка, скрученного из красной и белой ниток. К его концам обычно прикрепляют два помпона, две кисточки, два цветка - всё что угодно в меру собственной фантазии, но непременно белого и красного цветов. Мэрцишоры дарят в первый день весны и носят приколотыми к одежде весь март. В Молдавии их потом вешают на цветущее фруктовое дерево. При этом можно загадать желание, но не обязательно - мэрцишор на дереве уже сам по себе служит залогом счастья и благополучия на весь год. Иногда в сёлах мэрцишоры привязывают к дверям и окнам. В прошлом это делали для защиты дома и домашнего скота от вампиров всяческих враждебных человеку сил, в наши дни - скорей отдавая дань традиции.



Игорь Виеру
Мэрцишор, 1975
Национальный художественный музей Молдовы

Молдавский фольклорист Симон Флоря Мариан, которого пересказывают все, кому не лень, а оригинальный текст никто не приводит - придётся и мне а шо робить, :)) - описывал мэрцишор, который на территории Молдовы и Буковины носили дети и молодые девушки, как золотую или серебряную монету на красно-белой нити. Девушки носили мэрцишор на шее первые две недели марта (12 дней), а потом вплетали в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда нитку привязывали к дереву, а на монету покупали каш - разновидность овечьей брынзы.
Именно бело-красная нитка и является собственно мэрцишором. При желании на неё можно повесить денежку, образок, какой-нибудь дополнительный оберег, вроде сердечка, или подковы на счастье. Когда мне захотелось подарить друзьям мэрцишор, а времени возиться не было, я именно так и поступила - просто скрутила двухцветный шнурок и продела его в висюльку из нескольких бусин и подвески, имитирующей монетку.



Существуют две легенды, с вариациями, объясняющие красно-белую символику мэрцишора.
В одной из них, красавица Весна помогла пробиться сквозь снег и колючие заросли первому подснежнику. Прикрывая цветок от свирепствующей напоследок старухи Зимы, она поранила руки о терновые шипы, и капли её крови согрели подснежник, придав ему силы. Согласно второй, отважный юноша вызволил из плена злых сил прекрасную девушку, в образе которой спускалось на землю само Солнце, и заплатил за это своей жизнью. Там, где горячая кровь из его ран растопила снег, расцвели первые весенние цветы - белые подснежники.
Нетрудно заметить, что оба сюжета роднят мотивы самоотверженности и самопожертвования, образ алой крови на белом снегу и первый подснежник, вестник тепла и света, чей приход оплачен пролитой кровью. Возможно, это поэтически, да и этически, переосмысленная память о древних жертвоприношениях весенним божествам.
Символика красного цвета, в отличие от белого, очень неоднозначна: будучи цветом огня и крови, он поэтому является не только добрым, «солнечным», цветом жизни, но и тревожным, «военным», знаком опасности и угрозы, напоминанием о хрупкости жизни в этом огромном и не всегда доброжелательном мире. Не зря в мифах разных народов приход весны, подобно легенде о мерцишоре, изображался в виде битвы сил света и добра с тёмными, враждебными силами, царившими зимой. И хотя исход, казалось бы, предрешён, борьба всегда предстоит нешуточная.

И вечный бой...

А победа всё-таки неизбежна ;-)



С первым днём весны вас!

Upd. Пост отредактирован 28.02.2018, заменены некоторые картинки.
Все фотографии мэрцишоров честно стянуты в сети.

В сети разносилось эхо, Что ни день – то весна, Во имя праздника

Previous post Next post
Up