Вторая половина "Уроков Джейн Остин" уже не вызывает у меня столько возражений, как первая. Забавно только читать, как автор с удивлением обнаруживает в своей демократичной Америке - о ужас! - аристократов и снобов, и сравнивает их с героями "Мэнсфилд-парка".
Скажу сразу, я верю в то, что деньги могут испортить человека. А могут и не испортить, просто людей слабых, поддающихся искушению, намного больше (и никто не гарантирует, что я сама "не такая", просто меня никто не искушал!) Живых примеров перед глазами у меня нет :) но наслышана я о совершенно различных людях и ситуациях.
Возвращаясь же к роману, достаточно найти положительных героев среди богачей (Эдмунд Бертрам, Генри Тилни, Дарси и Бингли, Эдвард Феррарс, да пожалуй и Эмма) и наоборот, черствых и себялюбивых... нет, не бедняков вроде семейства Прайс, а вполне обеспеченный средний класс: миссис Норрис, Торпы, Элтоны, сестры Стил и Коллинз - "один из первосортных болванов в мировой литературе", как назвал его сам же Дерезевиц. Уже видно, что в процентном соотношении оба класса мало различаются: всюду отчаянно не хватает доброты и отзывчивости, а гадостей, наоборот, с избытком. И чем выше на общественной лестнице стоит человек, тем он виднее, и тем виднее все его дела. Поэтому и кажется, что деньги портят людей.
О том, как портит отсутствие денег, да и вообще ресурсов, я могла бы рассказать и на собственном опыте, и с примерами из истории. "Расчеловечить" легко, если расшатать нижний этаж пирамиды Маслоу. Впрочем, достаточно постоянной угрозы потерять все - и человек, в общем-то сытый и одетый, добровольно продаст себя, как это сделала Шарлот Лукас. И вот об этом Лиззи было подумать настолько страшно, что она отдалилась от подруги, будто из-за какого-то серьезного проступка.
Можно еще интереснее. Допустим, первому уровню потребностей ничего не угрожает. Но не хватает свободы, развлечений, общения. Какая девушка устоит перед возможностью сбежать от строгого папаши "взамуж"? Мария Бертрам и не устояла. И сэр Томас сознательно закрыл глаза на продажу собственной дочери в собственном доме. Примечательно, что именно о работорговле его спросила Фанни в один из тихих семейных вечеров!
А вот Фанни не продашь. И не потому, что она такая правильная. Все-таки Крофорд своими манипуляциями почти достиг цели, можно сказать, взял измором. Бедная девушка, лишенная привычного круга общения и уровня комфорта (опять пирамида шатается!) начинает потихоньку сдаваться. Видя "уважение" к ее семье, демонстрируемое с большим актерским талантом, она даже не догадывается, что отказ от обеда с Прайсами щадит больше не ее чувства, а его. Уже и оправдание придумано: если Эдмунд женится, то надо будет с помощью Генри подавить свою любовь к нему. Как будто это возможно... И именно в этот момент Фанни становится живой, человечной, начинает даже злиться. Последующие беды семейства ее благодетелей идут ей только на пользу - справедливость торжествует.
И вся эта коллизия происходит только потому, что один отец-самодур не захотел посмотреть такой неприличный спектакль! Запретить театр легко. Дать себе труд вникнуть в отношения молодежи - значит вынужденно принимать кардинальные меры, например, отказать Крофорду от дома. Сэр Томас выбрал легкий путь, и за это получил по полной. Но обратите внимание, деньги тут вообще не при чем: в любом социальном слое найдутся родители, которых не заботит внутренний мир детей. От "живы - и ладно" до "ведут себя прилично - и ладно". В итоге выросшие дети творят такое, что мамы и папы хватаются за голову, а поздно.
Так что тут я поспорю с самой Остин: Фанни воспитывал не дядя. Она такая сама по себе, а кузен только помог не опуститься до положения приживалки, в которое ее поставили. Кстати, вот этот момент может быть в какой-то степени автобиографичным. И Джейн, и Кассандра много помогали семье своего брата, которого усыновили богатые родственники. Наверняка они насмотрелись и наслушались такого, что само по себе не криминально, но в контексте семейных отношений перечеркивает всякую симпатию. Недаром Джейн Остин свела близкую дружбу с гувернанткой Найтов! Обе они - люди, которые вынуждены знать свое место, о которых вспомнят в последний момент, у которых не то что вырвут из рук кусок, а вкрадчиво спросят "ты ведь не хочешь?" Им невероятно трудно оставаться самими собой в окружении одновременно отвергающем и требовательном. С этой точки зрения даже расчетливая Мэри Крофорд предпочтительнее: когда ей скучно, в качестве компании сойдет и Фанни, но когда ей весело, она хотя бы Фанни не гнобит. Эдмунд страдает из-за потери уважения к любимой, но не задумывается, в какой мерзкой семейке живет. Наверное, это ему уже не по силам, как не по силам его отцу было заботиться о чем-то кроме внешних приличий.
Мне, знакома обстановка в семье Прайс, хотя и не в таких масштабах. И немало Крофордов обоего пола. Но какое счастье не знать Бертрамов!