Originally posted by
rosie_hobbit at
Ишбаал, вторая серияСегодня утром Гарфинкель провёл пресс-конференцию, и все популярные новостные сайты опубликовали статьи про новую надпись из Кейафы. Сайт Управления древностей, разумеется, тоже, а также они перепостили все популярные статьи на своей страничке в фейсбуке (кстати, кто не знает, -
вот она). Читать комментарии на всех сайтах у меня сил нет, а за комментариями в фейсбуке слежу, в порядке прокрастинации. Там, конечно, не такой Адъ и Израиль (pun intended), как в популярной прессе, но тоже всякое бывает. Параллельно с Управлением древностей профессор Хаггай Мисгав, один из ведущих израильских эпиграфистов, прочитавший обе надписи из Кейафы и много чего ещё, на своей страничке тоже мужественно выдерживает натиск и общается с народом. Пресс-конференция, как выше сказано, состоялась утром, и уже к вечеру он опубликовал первый FAQ, а точнее, заострил внимание на нескольких пунктах, которые вызывали споры.
Далее перевод, в меру моих сил близкий к оригиналу, плюс пара небольших добавлений как следствие перевода. Пояснить что-либо дополнительно я вряд ли могу. Все особенности интонации я передаю, как в оригинале, так что не спрашивайте меня, почему "конечно" и почему "разумеется", спрашивайте Хаггая :) (Кстати, мне раньше не приходило в голову, что у простых слов ארץ, יהודה, ישראל так много вариантов перевода на русский).
1. Алфавит надписи - ханаанейский. Этим алфавитом ханаане, иудеи (в смысле, жители Иудеи) и израильтяне пользовались на тот момент уже несколько сотен лет. В последующие годы Х века (город датирован началом века) общепринятым на территории современного Израиля стал финикийский алфавит, пришедший с севера, из него в свою очередь образовался древнеивритский алфавит, но это будет позже, чем появилась надпись про Ишбаала.
2. Кейафа, по всей видимости, иудейский/израильский город. Аргументы: принцип постройки городской стены, отсутствие статуэток и свиных костей. Остракон, найденный в Кейафе несколько лет назад, написанный на иврите таким же ханаанейским алфавитом, как и новая надпись, подкрепляет эту трактовку.
3. Имя Ишбаал, разумеется, было распространено по всей стране. Оно точно имеет ханаанейское происхождение, от имени бога Баала. Жители Израильского царства им тоже пользовались, например, царь Шауль, который назвал так своего сына, известного нам по книге Шмуэль, или 2 Царств, под уничижительным именем
Ишбошет (в синодальном переводе Ишбаал=Исваил, Ишбошет=Иевосфей).
4. Это имя исчезло из Танаха после Х века. В письменных памятниках оно тоже не встречается, но встречаются другие имена с элементом "баал", в основном в Северном царстве.
5. Первое слово надписи не сохранилось. Есть только хвостики букв сверху и снизу. Их можно "восстановить" множеством способов. Но ни одна из этих теорий не будет фактом, и тем более не доказательством чего бы то ни было.
(В данном параграфе Мисгав подразумевает, в частности,
версию, которую предложил ещё несколько дней назад другой известный эпиграфист Гершон Галиль - он восстановил первое слово как "капарат", или "искупление").
6. Все данные в совокупности - архитектура, географическое положение, кости и другие артефакты, культовые камни "мацевот" и модель храма, найденные в Кейафе, а также новая надпись, могут быть очень хорошо объяснены согласно библейскому тексту о царстве Давида, которое (царство) принято датировать началом Х века (эта же датировка для Кейафы получена с помощью углеродного датирования).
7. "Могут быть очень хорошо объяснены" не означает "доказывают, что". Теоретически возможно существование других объяснений, в которые уложится данный набор находок.
8. Данная надпись сама по себе не даёт никакой информации о том, кем были жители Кейафы и кем управлялся город.
На всякий случай вот оригинал поста на иврите (в фейсбуке -
тут):
אחר הרעש התקשורתי, הבהרות לעניין כתובת אשבעל החדשה:
א. הכתב כנעני. כלומר, כתבו בו כנענים, יהודאים וישראלים, כבר כמה מאות שנים קודם. מאוחר יותר, בהמשך המאה, ישתלט על הארץ הכתב הפיניקי שיבוא מצפון, וממנו יצמח הכתב העברי הקדום, אבל עדיין לא בכתובת הזו.
ב. האתר כנראה ישראלי/יהודאי. זה בגלל שיטת בניית החומה, והיעדר צלמיות ועצמות חזירים. האוסטרקון הקודם שנמצא שם לפני כמה שנים, הכתוב בעברית באותו כתב כנעני, תומך בהשערה הזו.
ג. השם "אשבעל" רווח מן הסתם בכל הארץ, ומקורו ודאי כנעני, על שם האל בעל. גם ישראלים השתמשו בו, דוגמת שאול המלך שקרא כך לבנו (הידוע בספר שמואל בכינוי הגנאי "אישבושת").
ד. השם הזה נעלם לאחר המאה העשירית מהתנ"ך. גם בממצא הוא איננו, אבל שמות אחרים עם "בעל" כן נמצאו, בעיקר בצפון.
ה. המילה הראשונה לא השתמרה. יש ממנה כמה נקודות שנותרו מראשי שתי אותיות, ושני קוים שהשתמרו מזנבות שתי אותיות אחרות. אפשר לשער כל מיני דברים. אי אפשר להתייחס אל ההשערות כעובדה, וודאי שלא כהוכחה לשום דבר.
ו. כל הנתונים יחד - ארכיטקטורה, מיקום, עצמות וממצא קטן, מצבות פולחן שנמצאו שם ודגם מקדש קטן, וגם החרס של אשבעל, כולם יכולים להיות מוסברים יפה על פי הסיפור המקראי על ממלכת דוד שמקובל לתארך אותה לתחילת המאה העשירית לפנה"ס (תאריך האתר על פי תארוך בשיטת פחמן 14).
ז. "יכולים להיות מוסברים יפה" איננו זהה ל"מוכיחים ש". אפשר להעלות על הדעת הסברים וסיפורים נוספים שגם בהם ישתלב הממצא.
ח. החרס הזה כשלעצמו לא אומר כלום על זהות האתר ויושביו.
Лирическое заключение: наличие в мире людей, которые способны настолько трезво и неангажированно мыслить, возвращает мне веру в человечество.
UPD Собственно, не прошло и суток с момента публикации надписи, как Ишбаал бен-Беда уже завёл собственную
страничку в фейсбуке. Пока не очень понятно, кто он и зачем, но у меня есть смутное ощущение, что тут будет уместным слово "постмодернизм".