Когда мы только присоединили полуостров, и страну накрыло волной патриотизма по поводу возвращения принадлежащего нам по праву и защиты Севастополя, я часто задавал вопрос «кто за все это будет платить?». Оптимисты были уверены, что если государство присоединяет новые территории, то - имеет готовый экономический план по развитию региона и средства на его реализацию. Реалисты пытались прикинуть во что это обойдется налогоплательщикам и аккуратно предполагали участие инвесторов.
Прошло два месяца, патриотические восторги и разговоры о территориальной целостности Украины улеглись, и теперь можно более или менее трезво поговорить об экономических перспективах нашего нового региона.
Очевидно, главным донором Крыма на сегодняшний день является государство. Колоссальные деньги пойдут из бюджета, подключатся госкомпании, только также очевидно, что этого не хватит - у нас еще Дальний Восток, Северный Кавказ, Арктика. Значит нужны частные инвесторы - пионеры Крыма, которых не остановят ни международные санкции, ни местная специфика, ни спорный пока статус собственности в регионе. Без них Крым превратится в еще один дотационный регион со всеми вытекающими. Но с пионерами пока все как-то туманно.
Сразу после референдума власти Крыма заявили, что бизнес предложил вложить в полуостров
больше миллиарда долларов. Министр по делам Крыма, не называя имен и цифр, расширил географию инвесторов с России и Украины до
Китая, Индии, Кореи и Сингапура. Это все очень оптимистично звучит, но в той же степени - чистой воды декларация. Особенно на фоне историй с китайскими инвестпроектами: вроде бы Китай собирается строить Керченский мост, но фактических подтверждений этому нет; вроде бы Китай будет строить глубоководный порт в районе Евпатории, но, есть сообщения, что в самом Китае об этом не знают.
Это кроме того, что никакого миллиарда долларов региону не хватит. Форбс посчитал, что Крыму нужно не меньше
4-5 миллиардов.
А что же российские инвесторы? А то же - не то чтобы очень. Российские банки не стремятся в регион,
опасаясь санкций. В Крым вкладывается
только банк «Россия», которому уже нечего терять на международном рынке.
Ну и чеченский бизнесмен Руслан Байсаров
декларировал 12 млрд.рублей инвестиций в морской курорт. Правда, если вспомнить его горнолыжный долгострой в Чечне на казенные деньги, то оптимизма от
прихода частных инвесторов в Крым поубавится.
По иронии судьбы, реальные деньги Крыму предложил пока только украинский олигарх Сергей Курченко. На родине новая власть, к которой он не особенно близок, пытается отжать у него бизнес, поэтому он, судя по всему, решил диверсифицировать активы за счет покупки
сети заправок на
полуострове. И вроде бы в этих инвестициях нет ничего личного (патриотического выбора в пользу Крыма, исключительной любви к России), только - бизнес и чисто деловой интерес. Ну и хорошо. Именно «бизнес пионеры» и нужны сейчас региону. Надеюсь, вслед за обиженными украинцами на полуостров придут и независимые деловые россияне.