Препарируемые тексты:
Указ Президента РФ от 14.11.2017г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субьектов Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 25.04.2019г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субьектов Российской Федерации».
1 Начнем с наименования
Эффективность - соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами, отношение достигнутого эффекта к затратам.
Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, отношение фактического результата к плановому.
Разумеется, никто не будет утруждать себя расчетом использованных ресурсов и понесенных затрат, необходимом при расчете эффективности любого из показателей (а во многих случаях это вообще нереально), так что эти указы об оценке результативности, а не эффективности.
Далее: руководители теперь отделены от своих исполнительных органов, при этом собственно показатели не разделены. Зачем - непонятно, наверное в этом есть какой-то высший смысл.
2 Количественно из 24 показателей осталось 15, из них 5 перешли в новый документ почти без изменений. Посмотрим, что изменилось:
Была «динамика средней зарплаты», стал «уровень средней зарплаты».
Был «коэффициент доступности жилья», стал «уровень доступности жилья».
Было «отношение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий к численности населения», стала «численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей».
Была «доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации», стал «уровень бедности».
Был «объем инвестиций в основной капитал (кроме бюджетных средств федерального бюджета, инвестиций в добывающие отрасли) на душу населения», стал «объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета».
То есть по существу показатели остались те же, но все формулировки стали более расплывчаты. А методики к показателям, по давней традиции, с указом не предоставлены и родятся (бум надеяться) только в июне.
3 Перейдем к показателям, существенно изменившим форму и, скорее всего, смысл.
«Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений на одну женщину) и коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек)» заменены на «естественный прирост населения (отношение родившихся к умершим)».
Упрощение показателя, исключение сведений о количестве мигрантов в регионе.
«Плотность сети автомобильных дорог общего пользования (кроме дорог федерального значения), отвечающих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям превратилась в «долю соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских англомерациях с учетом загруженности».
Плотность - это отношение длины нормальных дорог к площади территории. Доля - оттношение длины нормальных дорог к длине всех существующих дорог. Понятно, что чем меньше в регионе останется дорог, тем выше будет «эффективность» нового показателя. И это еще не все - из нового показателя вообще выкинуты дороги местного значения вне городов с пригородами.
Абсолютно конкретные показатели «качество и доступность услуг жилищно-коммунального хозяйства (количество дней с нарушением снабжения водой, тепловой и электрической энергией в среднем на одного жителя; отношение среднедушевых расходов населения на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг; доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов; доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод)» трансформировались в невнятные «доля городов с благоприятной городской средой» и «качество окружающей среды». Поскольку методик еще нет, обсуждать нечего.
4 Из оценки исключены показатели финансовой эффективности региона:
- «Динамика валового регионального продукта на душу населения»;
- «Интегральный индекс субъекта Российской Федерации в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации»;
- «Объем налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (за вычетом: транспортного налога; налога на добычу полезных ископаемых; акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации; налога на прибыль и прочих платежей при выполнении соглашений о разделе продукции, в том числе платежей за пользование недрами, регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти); разовых поступлений) на душу населения, скорректированный на индекс бюджетных расходов»;
- «Отношение объема государственного долга субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 явнаря года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов (без учета безвозмездных поступлений) бюджета субъекта Российской Федерации»;
- «Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации»;
5 Из оценки исключен базовый показатель, характеризующий благосостояние жителей региона - «Отношение среднедушевых денежных доходов населения за вычетом сумм обязательных платежей и оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг».
6 Из оценки исключены базовые показатели криминогенной обстановки и трудовой занятости населения в регионе - «Уровень преступности» и «Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда)».
7 В методику добавлены два показателя, характеризующие (тут уместно сказать - как бы) эффективность регионального бизнеса - это «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики» и «Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики». Поскольку методик нет, обсуждать пока нечего, но к уже применяющимся методикам расчета подобных показателей есть серьезные вопросы.
К примеру, под «высокопроизводительным рабочим местом» понимаются рабочие места с зарплатами на уровне около двух прожиточных минимумов.
А в сводном виде формула расчета производительности труда, по мнению Минэка, (приложение № 1 к приказу Минэкономразвития России от 28.12.2018 № 748) такая: Производительность труда = (выручка - прямые расходы + расходы на оплату труда + страховые взносы на ФОТ + налог на имущество) / (среднемесячное количество застрахованных лиц / 12)
Оставим в стороне вопрос о том, что классически, производительность труда это вообще-то объем выпуска в единицу времени, то есть шт/t, а не руб/чел, и прочие частности. Посмотрим, как можно повысить эту минэковскую производительность.
В прямые расходы по строке 10 налоговой декларации по налогу на прибыль входит стоимость материалов, амортизация, зарплата и налоги на зарплату работников основного производства. То есть, из числителя дроби вычитается, в том числе, зарплата производственных рабочих, но остается зарплата аппарата управления.
Итого имеем следующие возможности повысить «производительность труда» (вот теперь стоит заключить это понятие в кавычки):
- увеличить объемы выпуска;
- снизить затраты на закупку сырья;
- поднять цены на продукцию;
- поднять зарплату аппарату управления;
- сократить численность производственного персонала (именно производственного, потому что если сокращать аппарат управления, с учетом их уровня зарплат, резко уменьшится числитель дроби и «производительность» упадет).
То есть, по мнению Минэка, высокопроизводительное предприятие - это контора, которая увеличивает выпуск, закупая дешевое сырье, поднимая цены на продукцию и зарплаты руководятлов, и при этом сокращает ИТР и рабочих.
8 Новые показатели - «Количество семей, улучшивших жилищные условия» и «Уровень образования». Если по первому показателю вопросов нет, то смысл второго мне совершенно непонятен. Чем «выше» образование - тем лучше? А какое конкретно - гуманитарное, техническое или «дистанционное»? А экономической структуре региона оно соответствует? И т.д. и т.п.
9 Наконец, шесть показателей оценки жителями результатов работы властей в различных сферах («Оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей»; «Оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания»; «Доля жителей субъекта Российской Федерации, столкнувшихся с проявлениями коррупции»; «Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации»; «Оценка населением эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации»; «Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы») превратились в один глобальный - «Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)».
Фактически, конкретные вопросы власти жителям «удовлетворены ли вы результатами деятельности государства в такой-то области (образования, здравоохранения и т.д.)» трансформировались в некий «уровень доверия» лично к президенту и главам регионов.
Виртуальщина. И непонятно, с какой стати жители вообще должны ДОВЕРЯТЬ чиновнику и зачем это замерять. Чиновнику полагается грамотно, результативно и эффективно выполнять свою работу, а не вызывать доверие, уважение и вообще какие-то ни было субъективные чувства граждан.
10 Что можно сказать исходя из заданных методиками приоритетов?
Методика 2017 года ориентировала региональные власти на стимуляцию роста населения, благосостояния и уровня защищенности (в т.ч. от безработицы, криминала и коррупции) граждан, экономических успехов региона в целом.
Методика 2019 года главным достижением региональных властей считает правильный ответ на вопрос «ты доверяешь президенту и главе региона?». Ну, или проще, учитывая законодательные новации последних лет - «Ты меня уважаешь?».
Может быть стоит добавить в оценку региональных лидеров еще один конкретный, в отличие от «уровня доверия» показатель: количество осужденных по ст. 20.1 КоАП РФ?
Да и в саму статью КоАП не мешает добавить пунктик «выражение недоверия к государству». После закона о фейках, чего уж теперь…