Чуть больше недели назад в Москве прошёл фестивальчик американского кино: АМФЕСТ-2008 - «Новые образы Америки». Не скажу, что в нём участвовало шибко много интересных фильмов, но несколько картин всё-таки привлекло внимание, и на одну из них удалось-таки сходить в небольшой, но очень приятной компании.
Что делать человеку, одинокой женщине, которой сообщили, что она смертельно больна, а жить ей осталось месяца два? Можно поехать и попрощаться с родными и близкими. А что если их нет? Можно ускорить процесс умирания, перерезав себе вены, например. Но в чём смысл? А можно провести эти два месяца именно так, как ты хотел бы провести всю свою жизнь, или хотя бы осуществить свои самые сокровенные мечты и желания, позволить себе всё. А что терять? Жизнь-то всё равно подошла к концу.
В такую вот ситуацию попала Мелоди, главная героиня «Гитары», режиссёрского дебюта Эми Редфорд, дочери известного актёра Роберта Рэдфорда и организатора престижного фестиваля независимого кино «Сандэнс».
Так что фильм у Редфорд получился исключительно авторским, минималистским. Все события в нём разворачиваются в квартире, в которую переехала Мелоди, когда узнала о своей болезни. Пустая квартира, телефон и целая куча кредитных карточек, с которых можно снимать деньги, которые самой Мелоди больше никогда не понадобятся.
Что тут можно сделать? Да просто взять в руки каталог товаров последних коллекций, телефонную трубку и, наконец, купить всё, на что было жалко денег, что ты не могла себе позволить, что казалось ребячеством и пустой тратой денег. Мелоди так и сделала, и, неожиданно, даже при такой исключительно затворнической жизни у неё появляются друзья, более того, любовники, о связях с которыми в «реальной» жизни она бы, наверняка, даже подумать не могла бы.
События «Гитары» разворачиваются… или нет, они скорее плавно текут к своему логическому концу и к концу жизненного пути Мелоди. Но… фильм заканчивается совершенно не так, как это представляется изначально. И, знаете, это, наверное, один из очень немногих случаев, когда я был очень и очень рад, можно сказать, вздохнул с облегчением от того, как всё закончилось, пускай и несколько фантастично, нереально, но чертовски по-киношному. Более того, все вопросы и какие-то занудные придирки буквально тонут в общем положительном впечатлении настолько глубоко, что о них забываешь в тот самый момент, когда они только пытаются придти в голову.
Почему? Потому что Эми Редфорд удалось создать удивительно добрую и приятную атмосферу фильма, а Саффрон Бёрроуз, сыгравшая главную героиню, сделала это настолько здорово и замечательно, что ты настолько сочувствуешь и переживаешь ей, что ожидаемая смерть представляется уж слишком нереально трагической. И именно поэтому концовка фильма выглядит, как это ни странно, наиболее правдоподобно и радостно. Фильм удивительно светлый, несмотря на далеко не шуточную тематику. Именно это является самым главным достижением режиссёра и актёрского состава «Гитары». Картина совсем не похожа на матёрую драму, не вытягивает из тебя все соки, не создаёт гнетущего ощущения в груди. Она очень тихая, спокойная, добрая и просто таки насквозь пропитана жаждой к жизни и… детством… когда человек, уже повзрослев, осуществляет-таки самую заветную мечту детства. Это чудесно!
Эми Редфорд можно только поаплодировать - отличный дебют! В голове сразу возникает ассоциация с Софией Копполой. Конечно, «Гитару» не ждёт такой же бешеный успех, как те же «Трудности перевода», но, во-первых, здесь нет Билла Мюррея, а во-вторых, резонанс совсем другой, и это только дебют, самое начало режиссёрского пути. Я почему-то уверен, Эми далеко не слабее Софии, и она ещё снимет не один замечательный фильм. Лично мне теперь очень и очень интересно, какой будет её следующая картина. Удачи ей! Я же с удовольствием записываю «Гитару» в список лучших киновпечатлений этого года!