Всё-таки сходил на «Искупление»… с месячным опозданием, но всё-таки сходил. Хорошо хоть в Москве есть кинотеатры, которые долго крутят фильмы.
Рад, что посмотрел его на большом экране - «Искупление» того стоит. Очень и очень хорошее кинище - на меня впечатление произвело. Рекомендую всем, кто ещё не успел посмотреть.
Больше всего в «Искуплении» восхищает картинка и звук. Они идеальны! Это действительно то, ради чего стоило бы сходить в кинотеатр и за что надо давать этому фильму Оскаров. Красивейшие планы: интересные, живые, небанальные… и реально красивые! Во время просмотра то и дело открывается рот от восхищения, а руки так и тянутся сделать стоп-кадр, чтобы поподробнее поизучать сцену. Вот только пульт нигде не находится. «Искупление» - это настоящий пир для глаз: игра света и тени, локации, планы, перемещение камеры - всё сделано на самом высоком уровне и с отменным вкусом.
А пятиминутная беспрерывная сцена эвакуации солдат с французского берега, снятая одним дублем уже сейчас вошла в историю мирового кинематографа. Она действительно завораживает! Остаётся только поаплодировать режиссёру, операторам, актёрам, которые смогли смастерить такое. Удивительно, но сцена была снята всего пять раз (для фильма взяли третий дубль). Фильм стоит пересмотреть хотя бы ради того, чтобы ещё раз увидеть эту сцену, чтобы уловить все нюансы, детальки, фишечки… А насколько масштабна она! Это вам не просто идущий человек, за которым следует камера (как, например, в «Слоне»)… тут очень много крупных, панорамных планов, когда камера охватывает весь пляж, усеянный техникой, солдатами… Нет слов! Оскара в студию!
Вторая вещь, которая произвела сильнейшее впечатление - это музыкальное сопровождение фильма. Очень классная, интересная музыка, сопровождающаяся звуками печатной машинки, которая становится отдельным, чуть ли не лидирующим, музыкальным инструментом. Особенно мощен момент, когда героя Маккавоя увозят на полицейской машине, а девчонка, которая оговорила его, стоит и смотрит в окно. Совершенно потрясная сцена, напряжение в которой создаёт именно музыкальное и звуковое сопровождение. Естественно, номинация на Оскар в этой категории у «Искупления» также имеется (надеюсь, они награду и получат).
Отличный сценарий, сделанный по книге Яна МакЮэна (надеюсь, фамилию перевёл правильно). Любовный треугольник между двумя сёстрами (одной из которых только 13 лет) из знатной богатой семьи и парнем-простолюдином, о котором заботятся в этом доме, в итоге приводит к трагедии. Череда случайностей, богатая фантазия девочки, злость на Робби, который любит её сестру, приводит к тому, что парня обвиняют в изнасиловании и сажают в кутузку, из которой Робби прямиком попадает на Вторую Мировую Войну… Со временем девчушка понимает, какую чудовищную ошибку совершила, но… война в самом разгаре, и она старается искупить свою вину, работая в госпитале и мечтая как-то исправить свой поступок.
Очень хорошая концовка… Вообще, лично мне очень понравилось художественное решение сюжета, скажем так… Периодические флеш-бэки, возможность посмотреть на одну и ту же ситуацию глазами разных персонажей - всё это создаёт сюжет, за которым интересно наблюдать и интересно следить за развитием событий. Ну и финал не испортили. Молодцы!
Актёрская игра… Характерно, что «Искупление» номинировано на все ведущие премии Оскара, кроме актёрских. Ничего удивительного. И Маккавой, и Найтли сыграли нормально, органично и на уровне, но не более. Честно говоря, старушка Ванесса Редгрейв одним своим финальным монологом заткнула за пояс обоих. Вот, что значит, класс и мастерство. Маккавой, которого лично я считаю одним из самых талантливых актёров нового поколения, сыграл хорошо, но не ярко… не выразительно… точнее, как мне кажется, не очень удачно у него получился Робби времён Второй Мировой… я думаю, это просто не его амплуа. Найтли… чёрт, не получается у меня воспринимать её именно как серьёзную драматическую актрису… красивое личико, очаровательные улыбки - это замечательно, а как дело доходит до «вышибить слезу», так и тянет сказать «не верю»… уж слишком симпатична, наверное, чтобы можно было поверить, что у неё всё плохо :)
Хотя одна актёрская номинация у «Искупления» всё-таки есть! Нельзя не вспомнить о маленькой актрисе - девочке, которая сыграла 13-тилетнюю Брайни… Очень классное, выразительное, эмоциональное лицо. Она смогла вытянуть самые сложные сцены. Здоровско сыграла, ничего не скажешь! Заслуженная номинация, но статуэтку она вряд ли получит.
Такое вот «Искупление». Достойный претендент на самые высокие награды по всем основным номинациям. Между прочим, фильм открывал Венецианский фестиваль и уже получил Золотой глобус как «Лучший фильм года». Вполне заслуженно, я вам скажу.