В этот день… 23 ноября - 1

Nov 23, 2014 00:00

О «Катти Сарк» - или «Короткой рубашке»

23 ноября 1869 года на просторы шотландской реки Клайд в шотландском же Дабартоне вышел клипер «Катти Сарк»… единственный чайный клипер, который, при желании, и сегодня можно увидеть в музее… правда - изрядно обновлённым после пожара 2007-го… С другой стороны - судну немало перепало и за предыдущие полтора столетия - особенно в первые годы. Впрочем - по порядку.



(Уточним: клипер - скоростное парусное судно с острыми обводами корпуса (потому и clipper); а «чайный» - поскольку, «Катти», буквально, строилась для перевозки чая. Китайского… причём - свежего урожая!.. Так что счёт счёл на дни - при том, что путь от Шанхая до Лондона занимал около четырёх месяцев - и если бы только это…)

…Буквально за неделю до события, с которого мы начали, открылся Суэцкий канал - с одной стороны, он сокращал путь к вожделенным азиатским портам на три тысячи морских миль… с другой - по нему могли ходить только пароходы!.. На них-то, по мере строительства, наиболее дальновидные перевозчики уже и начали потихоньку переключаться… но упёртые продолжали гнуть своё: «Загрузка угля занимает много времени… да и вообще - много ли хранилищ по пути? (Сказано словно сегодня - только про электромобили!) Дальше - больше: «И вообще - ваш канал скоро затянет  илом… но самое главное, в любом случае, - по пути чай провоняет ужасным запахом этих машин… И его будет невозможно продать!»



…Возможно, именно такой логикой руководствовался Джон Уиллис, по прозвищу Старая Белая Шляпа (он не расставался с цилиндром соответствующего цвета)… так вот, судовладелец требовал для будущего судна самых лучших материалов: тик, вяз, особая медная обшивка - и так далее… Одним словом, фирма, взявшаяся  строить этот шедевр, вскоре исчерпала аванс и обанкротилась… достраивала «Катти» уже другая…

…Потому не будем о  строителях - и поговорим о самом названии. Как говорят, однажды Уиллис впечатлился картиной - очаровательная молодая ведьма летит на  шабаш. (Конечно, Белая шляпа был чудаковатым холостяком - но сюжет и впрямь заманчивый!) Будущий владелец решил, было, присвоить своему будущему судну имя «Морская ведьма» («Sea Witch»)… однако - не то его отговорили (моряки суеверны!); не то, банально, оказалось, что домен уже занят (получается - не настолько уж суеверны?..)


Одним словом, Уиллис вышел из положения, благодаря знанию классики. Катти Сарк (Cutty Sark ) по-шотландски: «короткая рубашка» - а заодно и персонаж поэмы Роберта Бернса «Тэм О' Шентер»… как раз та самая сексапильная ведьма! (Между прочим, «Тэм О' Шентер» - или просто «тэм» - называют традиционный шотландский берет). Итак:

Но если кто-нибудь из вас
Прельстится полною баклажкой
Или Короткою Рубашкой...

…Именно это изображение и украсило нос корабля! (Придирчивый Уиллис сам набросал несколько эскизов; остался доволен - и даже, как говорят, заказал несколько деревянных девушек поменьше размером… со временем  бури со штормами не раз изуродуют статую - так что её изначальный облик нам, увы, остался неизвестен…)



…Однако, нет сомнений - обе «Кэтти Сарк» были на редкость хороши! К сожалению - не более того… уже в первом рейсе судно не только не поставило рекорда - но и проиграло малоизвестному сегодня  клиперу «Лал» (сто четыре дня против девяноста восьми). А тем временем неутомимые  кочегары проводили свои вонючие пароходы через Суэцкий канал за шестьдесят…

…Уиллис не мог поверить своим глазам - и в 1872 году «Кэтти Сарк» ринулась в очередной рейс - из Шанхая. Это было соревнование с клипером «Фермопилы» - по одним источникам, судно с гордым греческим именем стартовало из другого порта; по другим - на «Кэтти» сломался руль, и капитан Моуди (старый знакомец Уиллиса получил назначение ещё при строительстве - по мнению иных, к тому времени он был староват… сорок лет)… так вот - Моуди восемь дней удерживал судно на плаву, в то время как его подчинённые чинили повреждённое оборудование. Так или иначе - капитан запомнился своим  упорством… разумеется - вместе с «Кэтти Сарк».




PS: …Спустя пять лет Уиллис продал судно - возможно, он ждал от него слишком многого?.. Клипер продолжит службу, возя грузы из Австралии. (И даже ставя рекорды, которых так и не дождался Белая шляпа!) Для нас важно, что аж в середине 50-х прошлого века корабль поставят на вечную стоянку в Гринвиче - и сделают музеем. (А также - маркой виски).



Правда, в 2007-м «Кэтти Сарк», в основном, сгорит (как говорят - из-за невыключенного пылесоса)… но потом его восстановят - за какие-нибудь пятьдесят миллионов фунтов. Первоначальная смета, как водится, была вдвое меньше… А ещё знаменитый трёхмачтовик увековечен на монетах Австралии - и, почему-то, Белоруссии… Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. 23 ноября 1975-го сингл «Bohemian Rhapsody» на девять недель оккупировал британский чарт… Любопытно, что эксперты предрекали «слишком длинной», по их мнению, песне Queen полный провал!..

image Click to view



«Катти Сарк», Моуди, Роберт Бернс, 23 ноября, Суэцкий канал, Фермопилы, Джон Уиллис

Previous post Next post
Up