О «Катти Сарк» - или «Короткой рубашке»
23 ноября 1869 года на просторы шотландской реки Клайд в шотландском же Дабартоне вышел клипер «Катти Сарк»… единственный чайный клипер, который, при желании, и сегодня можно увидеть в музее… правда - изрядно обновлённым после пожара 2007-го… С другой стороны - судну немало перепало и за предыдущие полтора столетия - особенно в первые годы. Впрочем - по порядку.
(Уточним: клипер - скоростное парусное судно с острыми обводами корпуса (потому и clipper); а «чайный» - поскольку, «Катти», буквально, строилась для перевозки чая. Китайского… причём - свежего урожая!.. Так что счёт счёл на дни - при том, что путь от Шанхая до Лондона занимал около четырёх месяцев - и если бы только это…)
…Буквально за неделю до события, с которого мы начали, открылся Суэцкий канал - с одной стороны, он сокращал путь к вожделенным азиатским портам на три тысячи морских миль… с другой - по нему могли ходить только пароходы!.. На них-то, по мере строительства, наиболее дальновидные перевозчики уже и начали потихоньку переключаться… но упёртые продолжали гнуть своё: «Загрузка угля занимает много времени… да и вообще - много ли хранилищ по пути? (Сказано словно сегодня - только про электромобили!) Дальше - больше: «И вообще - ваш канал скоро затянет илом… но самое главное, в любом случае, - по пути чай провоняет ужасным запахом этих машин… И его будет невозможно продать!»
…Возможно, именно такой логикой руководствовался Джон Уиллис, по прозвищу Старая Белая Шляпа (он не расставался с цилиндром соответствующего цвета)… так вот, судовладелец требовал для будущего судна самых лучших материалов: тик, вяз, особая медная обшивка - и так далее… Одним словом, фирма, взявшаяся строить этот шедевр, вскоре исчерпала аванс и обанкротилась… достраивала «Катти» уже другая…
…Потому не будем о строителях - и поговорим о самом названии. Как говорят, однажды Уиллис впечатлился картиной - очаровательная молодая ведьма летит на шабаш. (Конечно, Белая шляпа был чудаковатым холостяком - но сюжет и впрямь заманчивый!) Будущий владелец решил, было, присвоить своему будущему судну имя «Морская ведьма» («Sea Witch»)… однако - не то его отговорили (моряки суеверны!); не то, банально, оказалось, что домен уже занят (получается - не настолько уж суеверны?..)
Одним словом, Уиллис вышел из положения, благодаря знанию классики. Катти Сарк (Cutty Sark ) по-шотландски: «короткая рубашка» - а заодно и персонаж поэмы Роберта Бернса «Тэм О' Шентер»… как раз та самая сексапильная ведьма! (Между прочим, «Тэм О' Шентер» - или просто «тэм» - называют традиционный шотландский берет). Итак:
Но если кто-нибудь из вас
Прельстится полною баклажкой
Или Короткою Рубашкой...
…Именно это изображение и украсило нос корабля! (Придирчивый Уиллис сам набросал несколько эскизов; остался доволен - и даже, как говорят, заказал несколько деревянных девушек поменьше размером… со временем бури со штормами не раз изуродуют статую - так что её изначальный облик нам, увы, остался неизвестен…)
…Однако, нет сомнений - обе «Кэтти Сарк» были на редкость хороши! К сожалению - не более того… уже в первом рейсе судно не только не поставило рекорда - но и проиграло малоизвестному сегодня клиперу «Лал» (сто четыре дня против девяноста восьми). А тем временем неутомимые кочегары проводили свои вонючие пароходы через Суэцкий канал за шестьдесят…
…Уиллис не мог поверить своим глазам - и в 1872 году «Кэтти Сарк» ринулась в очередной рейс - из Шанхая. Это было соревнование с клипером «Фермопилы» - по одним источникам, судно с гордым греческим именем стартовало из другого порта; по другим - на «Кэтти» сломался руль, и капитан Моуди (старый знакомец Уиллиса получил назначение ещё при строительстве - по мнению иных, к тому времени он был староват… сорок лет)… так вот - Моуди восемь дней удерживал судно на плаву, в то время как его подчинённые чинили повреждённое оборудование. Так или иначе - капитан запомнился своим упорством… разумеется - вместе с «Кэтти Сарк».
PS: …Спустя пять лет Уиллис продал судно - возможно, он ждал от него слишком многого?.. Клипер продолжит службу, возя грузы из Австралии. (И даже ставя рекорды, которых так и не дождался Белая шляпа!) Для нас важно, что аж в середине 50-х прошлого века корабль поставят на вечную стоянку в Гринвиче - и сделают музеем. (А также - маркой виски).
Правда, в 2007-м «Кэтти Сарк», в основном, сгорит (как говорят - из-за невыключенного пылесоса)… но потом его восстановят - за какие-нибудь пятьдесят миллионов фунтов. Первоначальная смета, как водится, была вдвое меньше… А ещё знаменитый трёхмачтовик увековечен на монетах Австралии - и, почему-то, Белоруссии… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 23 ноября 1975-го сингл «Bohemian Rhapsody» на девять недель оккупировал британский чарт… Любопытно, что эксперты предрекали «слишком длинной», по их мнению, песне Queen полный провал!..
Click to view