Научное сообщество как деревня

Mar 08, 2016 23:04

Овчинников А.В. Концепт «Постобщина»: возможности анализа социокультурного пространства гуманитарного научного сообщества // Исторический формат. 2016. № 1. С. 325-332.

Скачать можно здесь: http://histformat.com/2016-01/

Коротко говоря, по мнению автора гуманитарные научные сообщества в провинции функционируют вполне средневеково, «постобщинно».

Я думаю, что черты, того что обсуждает автор есть и в столицах, и, даже в науках естественных и даже в противоестественных.

И пиры, и кормление с барской кухни, семейственность в цеху, присвоение мастерами работ подмастерьев. Интересные наблюдения.

Накидаю цитат, но лучше прочтите полный текст сами. Цитаты курсивом.


Научная постобщина

1. наличие в современном российском социуме, в том числе в научной среде, постобщин1, которые являются наследниками крестьянских соседских земледельческих общин;

2. организация государством постобщин в пирамиду бюджетных (и не только) корпораций;

3. доминирование в постобщинах коллективной собственности, в том числе и интеллектуальной, что, в конечном счёте, объясняет известную ещё по советской действительности работу всего научного сообщества на несколько, в сущности, примитивных мифологем и идеологем;

4. коллективная интеллектуальная собственность и соответствующие ей социальные отношения являются причиной наличия в объясняющих мифах коллективистских образов классов, этносов, наций, цивилизаций и т.д.;

5. существование пирамиды научных государственных организаций и одновременно присутствие коллективной интеллектуальной собственности делают возможным феномен ≪власти-собственности≫, когда научный авторитет, например, историка, зависит от занимаемой им административной должности, а главным историком выступает не имеющий высшего исторического образования глава государства

О научном продукте производимый постобщиной интеллектуальный продукт сам по себе для неё не очень важен, скорее, он является платой внешнему миру за невмешательство во внутренние дела.

О цеховой лояльности О патрон-клиентских отношениях в постобщинах свидетельствует особое положение их руководителей (заведующих отделами и кафедрами, лидеров научных школ и т.д.), которых нередко называют ≪отцами≫ или ≪матерями≫ коллективов.

О коллективной интеллектуальной собственности и научной дедовщине. Для постобщин характерна возрастная сегрегация. В углубленном интервью Ш (36 лет) - научный сотрудник академического института города К признался, что ≪старики≫ диктуют основные выводы научных работ, несмотря на фактический материал. Аспиранты и молодые сотрудники часто выполняют ≪черную≫ и объёмную работу для старших коллег. Ш утверждал, что два года готовил библиографическую работу по истории города К, которая в итоге была опубликована под авторством его руководителей. Это ещё один факт, подтверждающий существование коллективной интеллектуальной собственности, распоряжение которой зависит от статуса, а не реально приложенного труда. Сам Ш не считает эту ситуацию ненормальной, он следует неафишируемым правилам, которые определяют его поведение, и надеется, что со временем, т.е. с переходом в другую возрастную страту, у него появятся свои аспиранты и сотрудники, которые будут так же на него работать. В определенной мере его воодушевляет пример научного руководителя, который при жизни своего ≪шефа≫, по свидетельствам окружающих, был ≪беззвучным существом≫, но после его смерти ≪получил право≫ на публикацию монографий, организацию экспедиций, выступлений в СМИ и т.д.__

О плановости и семейственности Во внутренней жизни постобщины, кроме возрастной сегрегации, велика роль родственных и земляческих отношений, выражающаяся в существовании устроенных по такому принципу кланов и династий. Большинство известных и авторитетных историков города К принадлежат к родственным кланам (братья, отец и сын, отец и дочь, муж и жена). Только на небольшом бывшем историческом факультете классического университета города К при первом приближении можно было насчитать шесть династийных кланов, представители которых составляли костяк факультета. Исторический факультет другого, к настоящему времени реорганизованного, вуза города К напоминает владение семьи С. Мать декана, а впоследствии и руководителя отделения, играла важную роль в жизни факультета, и кажется само собой разумеющимся, что её сын, обучавшийся здесь же, был в течение нескольких десятилетий бессменным деканом. Главный редактор одного из научных журналов города К старался брать в редакцию только выходцев из своего родного района. О ≪клановой истории≫ в научной среде города Уфы пишут авторы открытой аналитической записки Президенту Башкортостана.

Научные школы Внешний мир интересует постобщину постольку, поскольку является источником средств для поддержания её жизнедеятельности. Перед ≪чужими≫ члены коллектива должны играть строго предписанную роль, исполнение которой имеет целью доказать свою полезность и необходимость. Лучшей ≪маскировкой≫ является позиционирование постобщины как группы учёных, выполняющих очень важные для государства и общества функции. Только в этом случае, в условиях распределительной экономики, из ≪центра раздач≫ можно получить желанные материальные блага. Примером престижной легитимации может служить активное использование дискурса ≪научных школ≫.

научные СМИ, Других ученых у нас нет или уже начали д, образование, научная политика

Previous post Next post
Up