Питер, high

Nov 10, 2016 21:18

Настал наш последний день в славном городе Санкт-Петербурге. По нашему молчаливому согласию в сусанины мы окончательно и единогласно выбрали Лёлику. Азалька еще периодически робко подавала голос, высказывая желание окультуриться и посетить какой-нибудь музей, а я даже не пыталась: в свое время я их наелась досыта, и это была практически первая поездка, когда я сознательно отдалась в руки провидению, которое просто несло меня по рекам улиц и лужам дворов. Не, музей тоже было бы хорошо, но - совершенно необязательно!

В это утро Лёлика повела нас вдыхать романтику рабочей Петроградской стороны, любоваться пыльными серыми подтеками по шершавым грязно-желтым стенам:



Петроград неприступными стенами возвышался над нами. Северный модерн:



Мы шли его улочками, ведомые Лёликиным встроенным в мозг навигатором.






Культурная столица ненавязчиво, но ежесекундно напоминала о своей культуре, и почему-то становилось понятно, что это не мертвое прошлое, не памятники погибшей цивилизации атлантов, а просто часть существования этого города:




Вот и дорожный знак намекаэ:



А это у них на заборе написано:



И мы снова занырнули во дворы:



Мы с вороной и Азалькой проникались сумеречным питерским настроением:



Лёлика успела обежать окрестности, найти дверочку, дырочку, лаз, проход - как хотите назовите:



... и мы попали в фантасмагорический двор. Две его стены составлял задний фасад какого-то страшного кирпичного сооружения, по периметру обтянутого колючей проволокой. Еще с одной стороны на нас смотрели окна жилых зданий, и все это внизу было обложено лабиринтом из гаражей и все - абсолютно все - покрыто ровным слоем граффити.



Кстати, оказалось, что здание, обнесенное колючей проволокой - фабрика по пошиву детской одежды. Кто бы мог подумать!
Фотографирую фотографирующих:



Просто кровь из глаз пошла:






Граффити и рваные паруса заброшенной галеры необитаемого дома





Лёлика в очередной раз нашла маленькую дырочку в неплотно закрытых воротах и мы попали в элитный двор с памятником вазе посередине - все тот же, только с другой стороны:



Парадный выход из двора был заблокирован, кое-как выбрались)))

А вообще, кто придумал, что Питер серый? Я в своей жизни еще не встречала такого разноцветного волшебного города! Правда, все цвета в нем некричащие, и вправду акварельные, зато какие! От охряных стен домов до блистающего золота Петергофа, от сдержанных кирпичных фасадов до граффити-вырвиглаз, от мягкого света сумерек до неоновых огней Невского...

Выглянуло солнышко.



Дорога повела парком.



И привела к мосту к Петропавловской крепости, на Заячий остров:



Заяц ждал наших денег, но я решила, что я лучше отдам денежку бродячему флейтисту: он так старался, выдувая из своей дудочки песенки на осеннем ветру!

Заяц-вымогатель:



Потихоньку вечерело... хотя сложно было понять, в какой момент настал вечер, а в какой - просто накатили тучи, или в какой момент вылезло солнце, или мы просто накатили))



И мы зашли в саму крепость. Я узнала, что те самые зайцы с фоток вконтакте находятся здесь:



Особую озабоченность у Азальки вызвал вопрос, где же похоронен Петр I, а у меня - каким образом происходят эти захоронения, и вообще, подробности происходящих органических процессов. Ответ был внутри. Тут тебе и Петр, и схемы захоронений.




Посмотрели, поставили галочку на музее и вышли. И вот наконец-то на Питер опустился настоящий вечер!



Вперед! Нас ждало еще одно питерское приключение, но на тот момент мы не вполне это осознавали - мы просто знали, что Лёлика заказала нам очередную экскурсию под названием "Питер наизнанку", а мы уже ухайдакались по полной. Положа руку на сердце, скажу, что когда Азалия предложила "а может ну ее нафиг, эту экскурсию?", я уже была малодушно готова с ней согласиться, но продолжила упорствовать только из чувства противоречия, ну и чтобы не ударить в грязь лицом перед неутомимой Лёликой.

Мы взяли себя в руки и вышли из какого-то ширпотребного кафе напротив Московского вокзала. Надо - значит, надо! На улице уже была ночь. Ну как ночь - темно и все в огнях. У вечернего же Санкт-Петербурга было утро. Эпическая встреча с экскурсоводом произошла в ближайшей подворотне. Сказать, что его облик внушил глубокое доверие, я никак не могу. Но впечатлил - однозначно.

Фото с просторов сети, но отражает образ. Как вам?



И он забормотал. И с первых же слов стало ясно, что нам чудовищно повезло! Нашего экскурсовода заменял сам основатель неформального проекта "Ползком по Питеру", автор путеводителей по культовым, культурным и некультурным местам Города - некто (на тот момент некто) Сергей Гончаров!

Когда человек любит Город - это чувствуется. Когда знает - это чувствуется. А когда он сам часть этого Города, плоть от плоти его - это не перепутаешь ни с чем. Он родился в этом городе, он жил вместе и якшался со странными личностями, он облазил все подворотни, обошел все (!) общепитовские заведения, существующие с советских времен, все рюмочные, все бары и составил по ним собственный путеводитель.

Рассказ о Городе начался с конца 19 - начала 20 веков: откуда есть пошла Лиговка, кто там изначально пасся, и почему до сих пор ее окружает такой ореол гопничества. Плавно сливаясь с темы гопников на тему панков, мы внезапно оказались в подворотне рядом со входом в самый первый рок-магазин. Кружатся, кружатся знакомые и незнакомые имена, Сергей рассказывает про хоррор-панк, Короля и Шута, Горшка, его смерть и его плащ, который до сих пор висит в этом магазине-музее:



В воздухе начинает витать дух алкоголя, наркотиков, рока, грязных панков, Приюта Безумных... Я достала из кармана фляжку и прихлебнула. Азалька, как самая правильная из нас (запомните это и учтите на будущее: если вам понадобится голос разума в бреду, зовите Азалию), шикнула, мол, надо было хотя бы отвернуться. Но наш экскурсовод немедленно встрепенулся на фляжку: "А вот это - совершенно правильный подход к экскурсии!" - изрек он - "Вот я перед выходом испил 2 рюмки". И понеслось. Дальше мы внимали экскурсии уже под воздействием эфира на наши неокрепшие души, а она бежала дальше, на улицу Джона Леннона, под дверь Коли Васина, за которым нашему экскурсоводу в детстве довелось якобы чуть ли не горшки выносить.



Рассказ лился как песня, было непонятно, где факты переходят в байки, байки в чистый вымысел, а вымысел внезапно снова становится фактом. Нам сообщили адрес Коли, и пригласили в гости. Сходить, что ли в Храм Любви, Мира и Музыки им. Джона Леннона?))) Говорят, самый большой битломан не только в России, но и в мире.



В подворотнях Пушкинской 10 на наши головы обрушился шквал рассказов о художниках и музыкантах нонконформистах. Совершенно безумная история о том, как в середине 80-х творческая тусовка самовольно захватила несколько корпусов пустующего дома в центре Ленинграда и создали там сквот, единственный , доживший до наших дней с тех времен. Как водится, они творили по принципу и швец, и жнец, и на дуде игрец, и Цой-то, оказывается, был художником, а пел от безысходности, равно как и Сергей Курехин... Дом превратился в огромный улей, в котором круглосуточно творили, пили, пели, жили, любили, писали, курили, умирали, проводили выставки, записывали винилы, ругались/мирились друг с другом, не обращая внимания на призрачный мир мещан и политиков за пределами прокуренных квартир и рок-клубов. Тогда в Ленинграде расцвела рок-музыка: полулегальные рок-концерты, оцепленные милицией, выставки авангардистов, существовавшие по 24 ч, завелись митьки, где-то там же паслись "Аквариум", "Кино", "Алиса" - все они одним миром мазаны. Хоровод из живых и мертвых легенд рока, известных и неизвестных имен и направлений кружился в бредовом тумане этих ленинградских квартир, я слушала, теряя и вновь подхватывая нить повествования. Ночной двор был пустынным, не заполненным толпою глазеющих зевак, и от этого казался более жилым и живым.

После фразы: "питерская культура стала угасать, когда запретили курить марихуану в подъездах", мы поняли, что отчаянно пришла пора снова хлебнуть из фляжки по кругу. Сергей вытащил связку отмычек, открыл калитку в очередной двор, мы куда-то завернули, прошлись и вынырнули у Пушкинского сквера. Рассказчика несло по волнам алкогольной памяти города! Он взахлеб рассказывал байки о Пушкинской площади, где днем маленькие дети сосут тюрьку с водкой гуляют с няньками, пуская пыль в глаза чиновникам, а по ночам бухают бомжи и богема. Иногда неотличимы, как я поняла. На углу находится этномагазин, правда, по словам нашего провожатого, что бы в этом месте не делали, это превращается в треш-бар.

И немедленно выпил (с).

Мы уже просто тихо млели от восторга: экскурсия оказалась апогеем нашего путешествия в Питер. Мы брели по подворотням, в совершенно приподнятом и измененном состоянии духа, внимая историям, настоящим и не очень (здесь отличить сказку от реальности почти невозможно, да и совершенно не нужно!), заглядывая в рюмочные и добавляя к нашим скромным запасам коньяка и вишневки во фляжках всякие текилы и водки. Пример подавал господин ведущий, чем ввергал в шок вторую часть нашей небольшой компании - девочку-американочку 16 лет и ее сопровождающего. Они хлопали глазами и заказывали чай. А Сергей, периодически продолжая черпать вдохновение в злачных местах, привел нас к Эльфийскому садику, где в свое время собирался андеграунд - то ли до, то ли после, то ли вместо Сайгона, где посвятил в историю зарождения его популярности путем установки первого кофейного автомата и восторга части богемы по этому поводу.

Зал ресторана в Доме Актера:



Вообще, ко второму часу наша экскурсия плавно перетекла из разряда "дворы наизнанку" в путешествие "по культовым и злачным местам общеПИТа". Улицы и кафе из историй начали сливаться во что-то единое и неразрывное, наверное, я уже все перепутала, да неважно - главное, атмосфера. Помню, что заходили уипить в Дом Актера - увы, не споткнулись ни об одно тело; помню, что рождение питерской культуры было бы совершенно невозможно без общения, которое происходило в кафе, ресторанах и рюмочных; помню, где находится трешгейбар, куда можно заходить только мужикам, и только голыми; помню Довлатова и его подъезд, который внезапно оказался тем, вчерашним, крышным, и окна его квартиры, в которой сейчас якобы живут 33 узбека... Помню, что "в этой пельменной еще Крупская пельмени ела!" Помню, что мы снова полезли на крышу, а Азалька кричала, что мы сумасшедшие лезть на крышу пьяными, а потом вылезла туда сама... И даже помню, как на нашу похвалу вчерашнему экскурсоводу Федору (он же типа его подчиненный), Сергей сказал "да он какой-то отмороженный!", что лично у меня вызвало просто истерический приступ с учетом окружающих обстоятельств.

Кураж и рассказы несли нас дальше, пока наши тела не упали за стойку в баре "Милитари". Увидев в меню пельмени (почему-то из оленины... у них все было из оленины, даже кажется водка), мы не смогли сопротивляться искушению. Экскурсия на тот момент шла уже более 3-х часов, но неутомимый Сергей сказал, что сейчас проводит еще до одного места девочку-американку и отпустит ее, а с нами проследует дальше, раз уж мы такие... заинтересованные. Да! Мы такие! И мы продолжили готовиться к дальнейшей экскурсии. Настроение просто зашкаливало за все мыслимые пределы. Ну вы гляньте и все поймете:








И вы знаете, он вернулся. Как карлсон. Никто не верил, а он пришел. И повел нас куда-то дальше - на тот момент я даже не пыталась ориентироваться в пространстве, а просто плыла по направлению. Мы оказались около Грифонов, и черт дернул этого Сергея сказать, что если на него забраться и почесать за ушком и загадать заветное желание (или прошептать ему на ушко? не помню), то оно обязательно сбудется. Если, конечно, менты не заберут раньше. Ну, ваши ставки господа: кто полез на грифонов и полез ли? Конечно, мы с Леликой. Помню, что взлетела на него, аки Леголас на слонопотама (ну мне так показалось) и что-то ему там терла. Не помню что, но так лучше - пусть заветные желания исполняются без моего интеллектуального вмешательства, а исключительно питаясь туманами канала Грибоедова и отблеском золота грифонов. Менты нам не попались, вернее, мы им, поэтому посещение обезьянника - увы - пришлось отложить до лучших времен.

Если я не ошибаюсь, мы пришли куда-то в район малого гостиного двора. А может и нет. Высший пилотаж - нас заводят в кальянный бар, без вывесок, без обозначений, где-то в лабиринтах второго этажа, открывающий свои двери только по кодовому слову проверенным личностям (кстати, я слышала, что он сказал) Есть подозрение, что в этих кальянах был не табак, но увы - интересующихся среди нас не оказалось. В соседних помещениях шли какие-то дикие репетиции, а еще более дикий мужик пытался на них попасть, сверкая на нас своими совсем дикими очами.

Вроде бы, если мне не изменяет память (а есть подозрение, что изменяет - про эпизод с грифонами, допустим, я вообще только в Уфе вспомнила), это был последний пункт экскурсии. Мы распрощались с Сергеем, который подарил нам такой феерически атмосферный вечер (кстати, всего за 500 р с носа - рекомендую, торопитесь, такими темпами ему недолго гулять осталось).

На прощание мы махнулись с Азалькой обувью - не подумайте чего плохого - повторно. Утром она меня выручила, надев мои ботинки и отдав свои на платформе: мой ахилл сдох окончательно в начале этого дня, и если б не Азалька, его могло бы для меня не быть. Спасибо за выручку! Мы попрощались и друг с другом - Лелика и Азалька садились в ночной поезд до Москвы. А я - на последнюю электричку до Петергофа.

Таким вот головокружительным аккордом проводил нас Город, оставив сумбурные воспоминания, но цельное впечатление. Я знаю, что город многолик, и я еще не видела ни его культурное (в классическом понимании этого слова), ни его блокадное лицо, ни Петергоф во всем его великолепии. Оставлю на потом - мне однозначно понравится. Но эта поездка останется моей любовью))) и одним из самых теплых воспоминаний в жизни. Спасибо вам, девочки, что составили чудесную компанию, без вас ничего бы не получилось!

Питер, путешествия, в Питере - пить, polzkom_spb, злачные места

Previous post Next post
Up