В Луговом парке Петергофа есть очень интересный объект, достойный внимания. Путь до него неблизкий, поэтому лучше всего приехать в парк на целый день и посмотреть не только дворец, но и живописные пруды, входящие в водоподводящую систему фонтанов.
Там разрешено всё: купаться, жарить шашлыки, громко слушать музыку, самим петь и танцевать. Можно взять с собой собаку, кошку и других домашних животных или арендовать лошадку в конном клубе по соседству для катания верхом. Единственное, в парке урны только в самом начале и нет ни одной скамейки. Обязательно захватите мешки для мусора, подстилки, коврики, надувные матрасы, палатку, вязанку дров и рюкзак еды с напитками.
Туалетов тоже нет, конечно, но это вообще не проблема. Кустов вокруг много, природа же, музей-заповедник, всемирное наследие ЮНЕСКО. Для вас - везде, как говорят в культурной столице.
Про пруды и шашлыки расскажу в следующий раз. А сегодня у нас чисто конкретная тема - царский дворец.
Чтобы сложилось полное впечатление от увиденного, рекомендую ехать на электричке, а потом пешком. Туда до станции "Новый Петергоф", обратно - от "Старого Петергофа". Или наоборот. От обеих станций идти примерно одинаково - пять километров. Уже десятку на свежем воздухе имеете. Плюс там по прудам покружите, ещё пять-семь набежит. А если при этом за плечами пятнадцать килограмм провизии, то представьте сколько здоровья за день прибавите. Это вам не по душному и пыльному Эрмитажу с чупа-чупсом во рту бессмысленно бродить.
Для тех кто вместо оздоровительной ходьбы хочет подышать выхлопными газами в общественном транспорте добавлю, что от "Нового Петергофа" до Бельведера можно доехать на автобусе 360 за 44 рубля по "Подорожнику".
Итак, я исхожу из того, что вы не заблудились, идя пешком и вышли к Бабигонскому пруду в самом конце Лугового парка.
Здесь обычно граждане из окрестных деревень отдыхают по всему левому берегу. Не будем им мешать. Тем более, мы же договорились, что об этом в следующих выпусках нашей программы.
Отсюда Бельведер не виден, мешает растительность. Нужно пройти мимо отдыхающих в конец пруда и вот он там на Бабигонских высотах или холмах.
Это для эстетов. Можно сюда не ходить, а сразу как пришли к пруду от шлюза подняться наверх по дорожке. Ещё есть тропинка, которая через заросли выведет прямо к дворцу, но экспериментировать не советую. По дорожке надёжнее и будет возможность сначала оценить "прекрасный вид", как с итальянского переводится Бельведер.
Теперь мы смотрим на отдыхающих сверху, а за ними в долине деревня Санино, за которой Ольгино (изначально Олино) и Марьино. Правее было Мишино, сейчас Жилгородок.
Направо Низино и вошедшее в него Костино.
За спиной Сашино.
А слева дворец Бельведер.
У Николая Павловича и Александры Фёдоровны было семь детей. В честь них и названы деревни вокруг дворца. С шестью всё понятно, а вот седьмая стала Низино, потому что великого князя Николая Николаевича в семье называли Низи. Очень спорное решение, на мой взгляд. Родители могут называть своего сына Колю как угодно, безусловно. Хоть Низи, хоть Изя Шниперсон. Но зачем переносить это на населённый пункт империи?! Колино или Николаево людям понятно, а Низино - нет. Что они должны думать? Тем более, новая деревня находится не в низине, а на горке. Где логика?
Кстати говоря, никто так толком и не может объяснить почему великого князя называли Низи, причём не только в детстве. Мне бы хотелось знать откуда ноги растут, ведь дядя Низи такое исполнял на любовном фронте, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но, об этом тоже не сейчас.
Ещё есть Владимировка (Владимирово) - в честь внука Николая Первого и Луизино - в честь тёщи, королевы Луизы, жены короля Пруссии. Я бы на месте императора на этом не останавливался. Кошкино, Собакино, Лошадкино, Хомячково, Кроликово, Рыбкино, Попугаево - это ведь в сущности такие же члены семьи, ничем не хуже тёщи.
Все эти деревни стали образцово-показательными. Негоже когда вокруг императорских угодий ходят гопники в лаптях и ими же щи хлебают. Крестьяне должны быть прилично одетыми и домики у них с резными палисадами, чтобы глаз радовался. Показухой это назвать нельзя, ведь само начальство распорядилось так сделать и показывало исключительно себе. Так что, просто повезло людям с местом жительства.
Видите, сколько здесь всего интересного даже без дворца.
Прежде чем перейдём к нему надо пояснить название высот. Местность, на которой построен дворец известна с 15-го века под названием Поповой горы. На шведских картах оно было обозначено как Pappingondo (Поповский приход). После возвращения земель в родную гавань название трансформировалось в Бабий гон, а потом плавно перешло в Бабигон.
И снова людям непонятно. Они сразу спрашивают: тут по склонам на баб охотились что ли? Кошмар какой! Это при том, что сами же боролись за звание деревень высокой культуры быта.
С топонимикой здесь далеко не всё в порядке, надо признать. Очень красиво, вопросов нет. Но без стакана не разобраться.
В каждой избушке свои погремушки, а у каждого императора любимая избушка - русская народная поговорка.
Елизавета Петровна и Екатерина Алексеевна любили Царское Село, Павел Петрович - Гатчину, а Николай Павлович - Петергоф. И мы должны быть благодарны царицам и царям за их разные вкусы. Именно Николай Первый создал тот Петергоф, который видим сейчас. Рядом с Нижним парком появился парк Александрия - подарок жене. Души в ней не чаял император. Она тяготилась делами государственным и прочими обязанностям императрицы. Хотела быть ближе к домашнему очагу и воспитанию детей. Просила мужа оградить её от официоза и создать семейную атмосферу. Николай Павлович всегда шёл ей навстречу. Любил безумно жену и боготворил её.
Кроме того, Александрийский (не путать с Александрией), Колонистский и Луговой парки тоже создавались для супруги. В результате граница дворцово-паркового ансамбля Петергофа была продлёна до дворца Бельведер в Луговом парке.
А начиналось всё с Сельского приказного домика с садом, который стоял на месте нынешнего дворца.
Николай Павлович повелел построить здесь дворец и лично передал придворному архитектору Штакеншнейдеру свой эскиз.
В принципе пейзаж не сильно изменился. Тот же холм, сад, речка. Только вместо деревянного дома теперь каменный.
Посмотрим, что осталось от этой красоты.
Я бы не сказал, что ужас-ужас, всё пропало, дворец еле стоит и скоро нечего будет восстанавливать. Да, состояние запущенное, но если начать реставрацию, то былой блеск можно вернуть. И подвижки в этом направлении уже есть. Будку с охранником поставили и звуковую сигнализацию установили. Когда близко к стенам подходишь, начинает пищать. То есть, следят за тем, чтобы внутрь никто не лазил и не устраивал там ночлежку. Заботятся о памятнике значит.
У парадного фасада дворца было много скульптур. Чересчур даже, я бы сказал. Их кучно расположили, поэтому создаётся такое впечатление. Плюс по всему периметру первого этажа стояли вазы. Рябит в глазах от античности.
Впоследствии скульптуры перенесли в Нижний парк. А вот бронзовая группа, подаренная Николаю Первому прусским королём, пропала во время войны.
Как и конные группы Клодта (две штуки), копии тех, что стоят на Аничковом мосту в Петербурге. Есть версия, что они зарыты где-то здесь, но их никто не может найти.
Сейчас уже не рябит. Кариатиды грустно смотрят на пустые постаменты. С другой стороны, радуются, наверное, что сами уцелели.
Николай Первый не дожил до ввода дворца в эксплуатацию. Отделочные работы заканчивали уже при царствовании его сына Александра Второго. Это в честь него папа назвал деревню Сашино. А Санино - в честь младшей дочери Александры Николаевны. В различных источниках иногда путают, поэтому запомните: Сашино - мальчик, Санино - девочка.
Дворец стали использовать для выездных сессий: охоты, пикников, прогулок с иностранными гостями.
А потом император выбрал Бельведер местом для тайных встреч с юной Екатериной Долгоруковой. Ну, как тайных. Все же видели, что происходит. Царь увлёкся девушкой на тридцать лет младше. Да не просто увлёкся, а прямо голову потерял. Он и раньше был ходоком, но быстро менял партнёрш. Тут же что-то зачастил с одной. Семья волнуется, жена болеет, а муж краёв не видит.
Хоть бы вспомнил как бережно отец относился к матери, хранил ей верность и позволял себе только разовые акции. Идёт Николай Павлович в библиотеку, например. Два часа ночи. А на скамейке в парке фрейлина курит, задумчиво глядя на луну. Поздоровались, о работе поговорили, погоду обсудили, к личному перешли, слово за слово, ну и понеслось. С кем не бывает?! Главное, никакого продолжения. Разошлись и забыли. Потому что думал прежде всего о России и семье. Император должен подавать нравственный пример.
Но Александру Николаевичу было не до примеров. Он заделал Кате четверых детей, дождался пока супруга умрёт, женился на Долгоруковой и через год сам умер от бомбы террористов, оставив её одну. Такой вот Бельведер.
После революции во дворце сделали санаторий.
А после войны, в 50-е годы рядом построили полуциркульный корпус, где до конца советской эпохи размещался дом отдыха. На этом месте до революции была пергола примерно такой же формы.
Сейчас здесь отель.
А в Бельведере пока ничего.
Зато в 90-е и нулевые жизнь кипела. Сначала хотели сделать гольф-клуб, используя просторы вокруг. В доме отдыха пятизвёздочный отель, а во дворце администрация. Но что-то пошло не так. Затем в Бельведере стали организовывать свадьбы, банкеты. фуршеты, вечеринки и всё такое прочее. С комнатами отдыха для гостей. А как иначе? Должен быть представлен весь спектр услуг.
Многие тогда, помню, возмущались. Мол из памятника архитектуры устроили бордель. Так вся страна в те годы была одним сплошным борделем. Почему тут нельзя? Хватит, натерпелись при совке. У нас теперь свобода и демократия. Каждый имеет право на девиц облегчённого поведения, наркотики и пострелять в других людей. Будем отдыхать по-человечески, как во всём цивилизованном мире.
Потом, правда, эту лавочку прикрыли и уже много лет пытаются сдать дворец кому-нибудь в аренду. Но арендаторы кроме борделя здесь ничего не видят, вот он и простаивает.
Так может государству всё же сделать в Бельведере музей? Это ведь очень простой выход из создавшегося положения.
Недавно мне удалось побывать внутри. Ничего ужасного я там не увидел, как и снаружи.
На первом этаже изначально планировался Большой зал, кабинеты императора и императрицы, а также вспомогательные помещения. Далее перепланировка для санатория и обратная реставрация. Поэтому понять где именно встречались Саша с Катей невозможно. Но Большой зал с десятью мраморными колоннами в наличии.
Проход в Большой зал со стороны отеля и комнаты непонятного назначения.
Лестница на второй этаж.
На втором этаже планировался зал и комната. Он меньше из-за колоннады. 28 гранитных колонн по периметру.
Комнат в настоящий момент три: в красных, чёрно-белых и пастельных тонах.
Пишут, что с верхней галереи весь Петергоф как на ладони. Более того, высочайшие особы видели отсюда Кронштадт и башню Лахта центра купол Исаакия. Я решил проверить, но мне не повезло. То ли с погодой, то ли ещё что-то мешало. Да и бинокля с собой не было.
В общем, смотреть в Бельведере пока не на что. А вот вокруг красоты полно.
Можно даже кусочек домой привезти.