"Хорошо умереть за Родину” - эти слова Иосифа Трумпельдора знает каждый израильтянин.
Впрочем, этим обычно и ограничиваются знания об этом человеке,
чья жизнь, похожая на авантюрный роман, была посвящена возрождению Еврейского Государства и стала символом сионизма
Попробуем шаг за шагом восстановить цепь событий жизни Иосифа Трумпельдора.
Иосиф Трумпельдор на русско-японской войне 1904-1905гг.
Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2010
© 2010 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора - запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.
Александр Шульман
По следам Трумпельдора.
«Народы обретают свободу на поле боя.
Без «Еврейских батальонов» сионизм невозможен»
Владимр-Зеев Жаботинский
"Хорошо умереть за Родину” - эти слова Иосифа Трумпельдора знает каждый израильтянин. Человек-легенда, символ мужества и сионизма, Иосиф Трумпельдор широко известен в мире - его именем названы улицы и площади, спортивные клубы и общественные организации. “Завет Трумпельдора” - так в переводе с иврита звучит название сионистского военизированного молодежного движения БЕЙТАР, внесшего огромный вклад в создание государства Израиль и формирование его вооруженных сил.
Впрочем, и сегодня дела и жизнь Трумпельдора остаются неведомы для русской публики, ведь на русском языке до сих пор не опубликованы не только его литературное наследие, но и биография героя.
Во всех энциклопедиях мира статьи об Иосифе Трумпельдоре начинаются примерно так:
“Иосиф Зеевич (Владимирович) Трумпельдор (1880, Пятигорск, Российская империя -1920, Тель-Хай, Израиль); - еврейский политический и общественный деятель, российский военный, один из наиболее известных активистов сионистского движения. Организатор отрядов еврейской самообороны в поселениях еврейских репатриантов Палестины.”
За этими скупыми строками скрыта жизнь, похожая на авантюрный роман и посвященная идее возрождения Еврейского Государства. Попробуем шаг за шагом восстановить цепь событий жизни Иосифа Трумпельдора.
Сын кантониста
Иосиф Трумпельдор родился 21 ноября 1880 года в Пятигорске и был шестым из семи сыновей Владимира (Вульфа-Зеева) Трумпельдора, николаевского солдата из кантонистов и ветерана Кавказской войны, участвовавшего в пленении имама Шамиля в ауле Гуниб, о чем Владимир-Вульф всегда любил рассказывать в кругу семьи. Воспоминания отца о детстве, проведенном в кантонистском батальоне, и об армейской службе, длившейся 25 лет, несомненно оказали влияние на мировозрение Иосифа Трумпельдора и на выбор им жизненного пути.
Рассказы о трагической судьбе малолетних еврейских солдат-кантонистов из поколения в поколения передаются в семьях российских евреев. И в моей семье хранится память о прапрадеде, в возрасте 8 лет похищенном вербовщиками русской армии из родного литовского местечка и сданном в солдаты.
По указу царя Николая 1 от 26 августа 1827 года была установлена повышенная норма призыва в армию для евреев - в 3 раза большую, чем для русских. Если у русских раз в два года брали в армию по семь рекрутов с тысячи человек, то у евреев стали брать по десять рекрутов с тысячи человек ежегодно. Во время войн нормы призыва евреев еще более увеличивались. Всего с 1827 по 1914гг. были призваны и прошли службу в русской армии более 2 миллионов евреев.
Кантонисты
В отличие от русских, евреев призывали в армию не с восемнадцати, а с двенадцати лет. Зачастую еврейских детей забирали в армию в возрасте и 8-9 лет . Малолетних евреев направляли в батальоны кантонистов "для приготовления к военной службе", где они проходили службу до 18-летнего возраста, а затем их переводили в солдаты, состоящие на действительной воинской службе. Годы пребывания в кантонистах не засчитывали в армейский срок, а срок этот был в николаевской армии - двадцать пять бесконечных лет.
Похищенных еврейских детей гнали в пешем строю в глубь России - на Волгу и в Сибирь, где их ждали кантонистские батальоны. Весь этот путь был усеян трупами еврейских детей.
Кантонистские батальоны по праву называли «детской каторгой». Кантонистский закон был такой: девять забей на смерть, десятого живым представь. Ну, и представляли...
В кантонистских батальонах пытками и голодом пытались склонить еврейских детей к крещению и разрыву всех связей с еврейским народом. Тем, кто крестился, давали русские имена и фамилии. Так что сегодня в России многие Ивановы, Петровы, Сидоровы и не догадываются, что когда-то их предками были религиозные евреи
Всего в царствование Николая1 этот мученический путь прошли не менее пятидесяти тысяч еврейских мальчиков.
Понятно, что выжить в кантонистских батальонах и остаться евреями могли только самые физически крепкие и морально стойкие еврейские ребята. Выйдя из кантонистского батальона в возрасте восемнадцати лет, они тянули солдатскую лямку еще целых 25 лет. При выходе в отставку николаевские солдаты-евреи получали как привилегию право жительства на всей территории Российской империи, тогда как все остальное еврейское население России было заперто в гигантское гетто, носившее название “черты оседлости”.
Впрочем, и отставные солдаты становились жертвами антисемитизма русских властей: в 1891 году русские власти изгнали из Москвы тысячи отставных солдат-евреев, прослуживших в русской армии 25 лет, и их семьи - евреям запрещено было жить в Москве.
Крымская Война 1854-1856гг. Памятник пятистам еврейским солдатам и матросам, погибшим при обороне Севастополя. Еврейские солдаты и матросы умирали за Севастополь, однако жить евреям в Севастополе было запрещено антисемитскими русскими законами
Еврейские солдаты из кантонистов становились профессиональными военными и многие их потомки из поколения в поколение служили в русской и советской армиях. В советское время можно отметить внука еврейского кантониста генерала армии Я.Г.Крейзера, которому во время Великой Отечественной войны первому из советских военачальников в июле 1941 года было присвоено звание Героя Советского союза.
Не был исключением и Владимир-Зеев Трумпельдор. Выйдя из кантонистов, он многие годы прослужил военным фельдшером в Кавказкой армии, участвовал во многих кровопролитных сражениях Кавказской войны, был в рядах русских войск, штурмом взявших аул Гуниб, где был пленен имам Шамиль. Как николаевский солдат, отслуживший 25 лет в русской армии, он имел право после окончания службы выбрать для себя любое место жительства. Владимир-Зеев Трумпельдор выбрал Пятигорск, где женился, обзавёлся семьёй. У него было семеро детей. Иосиф родился от второго брака. В 1884 году семья перебралась в Ростов-на-Дону
Иосиф Трумпельдор с детства сталкивался с запретами и ограничениями, обильно вводимыми царскими властями для своих еврейских граждан. Закончив с отличием городское училище в Ростове-на-Дону и успешно выдержав приемные экзамены в реальное училище он, однако, принят в него не был - пресловутая “процентная норма” закрывала евреям путь к получению образования. Одним из немногих учебных заведений, куда принимали евреев-детей николаевских солдат, была фельдшерская школа, которую Иосиф Трумпельдор закончил в 1900 году.
Русско-турецкая война 1877-1878. Император Александр 11 поздравляет еврейских солдат с праздником Песах. Слева на рисунке - солдатская синагога
В юности Иосеф, как и вся демократическая русская молодежь того времени, был увлечен идеями толстовства. “Великий писатель земли русской” Лев Толстой проповедовал среди своих многочисленных последователей идеи жизни на земля, крестьянская коммуна рассматривалась им как идеал общественных отношений. На молодого Иосифа Трумпельдора огромное впечатление произвело знакомство с толстовцами, создавшими свою коммуну неподалеку от Ростова-на Дона. Общение с ними увлекло Трумпельдора, под их влиянием он увлекся вегетарианством, стал воспитывать волю, ограничивая себя в развлечениях и предметах роскоши.
Примерно в тоже время Трумпельдор впервые знакомится с идеями сионизма, изложенными Теодором Герцлем в своей книге “Еврейское государство”. В этой книге, казавшейся тогда утопией, Герцль обосновал необходимость воссоздания еврейского государства, в котором еврейский народ, преследуемый и унижаемый в странах рассеяния, обеспечит свою свободу и независимость.
Толстовские рассуждения о крестьянской общине неожиданно пересеклись с идеями сионизма о возрождении еврейского государства.. Юный Трумпельдор, как и многие молодые русские евреи, был увлечен идеей-мечтой о стране, где будут царить равноправие и свобода..
На русско-японской войне
В 1902 году Иосиф Трумпельдор был призван в армию на действительную службу. Для сына старого русского солдата армейская служба не была в тяготу, а воспринималась как исполнение священного долга по защите, хоть и несправедливого к своим еврейским подданым, русского Отечества.
Армейскую службу военфельдшер Иосиф Трумпельдор начал в полку, дислоцированном в Киевской военном округе. В январе 1904 года началась русско-японская война и Иосиф написал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Для дальнейшего прохождения службы Трумпельдор был переведен в лазарет 27-го Восточно-Сибирского полка, направленного в Порт-Артур - русскую крепость в Китае, за овладение которой развернулись самые тяжелые сражения русско-японской войны. Гарнизон крепости с июля по декабрь 1904 года выдержал четыре штурма, прежде чем капитулировал.
Раввин принимает присягу еврейских солда русской армии. 3-й Гренадерский Перновский полк
Служба в лазарете не удовлетворила Трумпельдора: он считал, что его место на передовой. Он добился перевода в полковую разведку, в составе которой принял участие в обороне Порт-Артура.В полковой разведке Иосиф Трумпельдор проявил себя как храбрый воин, не раз ходил в тыл неприятеля.
При первом штурме Порт-Артура в августе 1904 года в ходе ожесточенного боя Трумпельдор был тяжело ранен и ему пришлось ампутировать левую руку выше локтя. Едва встав на ноги после ранения, он отказался от эвакуации в тыл и обратился к командованию с ходатайством о замене ему трехлинейной винтовки на револьвер и шашку, которые он сможет использовать «для защиты своей дорогой Родины». Просьба была удовлетворена и в ноябре 1904 года Трумпельдор вновь оказывается на передовой, продолжив образцово исполнять свой солдатский долг.
Подвиг еврейского воина был отмечен специальным приказом коменданта порт-артурской крепости генерала Смирнова от 29 ноября 1904 г.. В приказе говорилось:
«Ефрейтор 7 роты Иосиф Трумпельдор, обращаясь в докладной записке от 24 числа к своему ротному командиру, пишет:
«У меня осталась одна рука; но эта одна - правая. А потому, желая по-прежнему делить с товарищами боевую жизнь, прошу ходатайства Вашего благородия о выдаче мне шашки и револьвера».
Трумпельдор был прикомандирован к госпиталю, где он имел возможность быть избавленным от смертельной опасности и трудностей окопной жизни, но он пошёл добровольцем на передовую линию фронта, где неоднократно показал чудеса храбрости…
Будучи тяжело раненным, Трумпельдор не пожелал воспользоваться законным правом обратиться в инвалида и презирая опасность, вновь предложил свою полуискалеченную жизнь на борьбу с врагом. Трумпельдор приносит на благо Родины больше того, что требуется нашей присягой, и поступок его заслуживает быть вписанным золотыми буквами в историю полка .
Награждаю его Георгиевским крестом и произвожу в ст. унтер-офицеры.
Приказ этот прочесть по всем ротам, батареям и отдельным частям и побеседовать с солдатами по содержанию Приказа».
Еврейские солдаты русской армии
За боевые заслуги и беспримерную храбрость в бою Иосиф Трумпельдор был последовательно награжден солдатскими Георгиевскими крестами всех 4-ех степеней, став полным Георгиевским кавалером.
Несмотря на героическую оборону, из-за предательства командования, Порт-Артур был сдан неприятелю в декабре 1904 года. Трумпельдор вместе с другими защитниками крепости оказался в японском плену.
Из плена Трумпельдор пишет родителям:
20ое января / 2 февраля 1905 г. Хамадера
Дорогой папаша!
Хотя японские переводчики сильно заняты и просили поэтому нас писать письма по возможности кратче, но я уверен, что ради особенного случая они сделают исключение и будут любезны пропустить мое письмо, несмотря на его длину.
Помнишь, как-то в письме ты выражал уверенность, что на поле брани, также как и в личной жизни, я не посрамлю ни твоего имени, ни имени еврейства, ни имени русской армии. Между прочим ты высказал как-то желание, чтобы я удостоился награды - Знака Отличия Военного Ордена и производства в унтер-офицеры. Хотя для получения награды в большинстве случаев надо столько же недостойной настойчивости, сколько и положительных духовных качеств - а я настолько горд, что никогда не унизился до напоминаний и тонких намеков, - однако я унтер-офицер, имею Знак Отличия Воен. Ордена 4-ой степени и кроме того представлен еще к 3-ей и 2-ой степеням.
С гордостью могу сказать, что я добился этого, как честный человек, исключительно на поле брани. Я исполнил свой долг и моя совесть спокойна. Теперь я желаю только одного, чтобы Вы все там особенно мамаша и ты не особенно печалились, что при этом я потерял левую руку. 7/20 Августа 1904г. в последний день 3-х дневного боя на Угловой горе крепости осколками снаряда мне раздробило руку - в кисти, локте и посреди этих двух мест. Через несколько часов рука была отрезана немного выше локтя, а через 100 дней я выписался из госпиталя, и, чувствуя себя совершенно здоровым и способным к боевой жизни, подал докладную с просьбою о выдаче мне шашки и револьвера.
Из прилагаемого при сем приказа ты видишь, что этот простой товарищеский поступок вызвал у Командира 27-го В.-С.с. полка Полковника Петруши чересчур лестный отзыв. Произведенный в унтер-офицеры, я получил взвод и надеялся до конца постоять со своими молодцами за землю, облитую нашей кровью. Но прошел только один, хотя и тяжелый месяц, крепость была сдана, и мы сложили оружие.
Еще раз прошу не печалиться о руке; во-первых, печалью делу не поможешь, а во-вторых, есть много таких, которые потеряли правые и даже обе руки, да и то живут. Я же со своей правой, которой между прочим пишу это письмо, надеюсь устроиться так, что и двурукие будут, пожалуй, завидовать.
Обращаются с нами японцы отлично. Погода наша Апрельская. Дешевизна удивительная. Скучно правда, но...дождемся и лучших дней.
Крепко целую тебя, мамашу, Фриду (он уже наверное вырос и стал сионистом) Любу, Дору и других наших. Сердечный привет знакомым. Жду ответа скорого и наиподробнейшего.
Любящий тебя сын Ося.
Мой адрес: Япония. Осака фу Хамадера. Помещение военнопленных. Иосифу Трумпельдору Ν 14276
(The Pinhas Lavon Institute for Labor Movement Research)
В плену Трумпельдор продемонстрировал верность Отечеству и многое сделал для облегчения жизни своих товарищей по плену. Он стал признанным лидером евреев-военопленных, которых было более 1700 человек. Представлял еврейских военнопленных перед японским командованием, издавал и редактировал газету "Дер идише лебен", руководил им же созданным объединением "Бней-Цион ха-швуим бе-Япан", учредил в плену синагогу, школу, библиотеку, театральный кружок, мацепекарню, кассу взаимопомощи.
Планы возрождения еврейского государства не оставляли его и в плену. Трумпельдор пропагандировал идеи сионизма среди евреев-военнопленных, организовал для них сельскохозяйственные курсы и призывал их после освобождения из плена переселиться в Эрец Исраэль. Он вел переписку с Менахемом Усышкиным на предмет создания из военнопленных группы для организованного поселения в Эрец-Исраэль.Он не забывал и о самообразовании: изучал японский и китайский языки и в последние месяцы плена объяснялся без переводчика.
Из 10 тысяч русских пленных большинство было неграмотными крестьянами. Трумпельдор обратился у японскому лагерному начальству с предложением организовать школы для русских военопленных, где бы они могли освоить грамоту и счет, а также получить образование в агрономии и ведении сельского хозяйства.
Японцы помогли Трумпельдору, построив школы и снабдив необходимыми учебниками. Учителями в школах вместе с Трумпельдором были пленные русские офицеры.
Авторитет Трумпельдора среди тысяч русских военопленных был столь высок, что когда из России дошли вести о еврейских погромах и группа черносотенцев попыталась спровоцировать нападения на евреев-военнопленных, основная масса военнопленных поддержала своих еврейских товарищей.
До японского императора дошли сведения о русском военопленном, герое обороны Порт-Артура, столь много делающем для своих товарищей по плену. Он пожелал встретиться с ним. Прямо из лагеря для военопленных Трумпельдор был доставлен в императорский дворец в Токио.
В русском мундире и четырьмя Георгиями на груди Трумпельдор был представлен японским генералом императору. В ходе беседы Микадо спросил, за какие подвиги Трумпельдор был удостоен столь высоких наград. Услышав краткий рассказ Трумпельдора, Микадо спросил, почему столь доблестный воин не был произведен в офицеры.Ответ Трумпельдора, что в России евреям запрещено присваивать офицерские звания, поверг японского императора в изумление.
Японский император сказал, что по-своему отметит воинский подвиг Трумпельдора и его образцовое поведение в плену: японский император дарует ему специально изготовленную руку-протез, на которой золотыми буквами была сделана надпись : «Эту руку жалует японский император герою Трумпельдору за его полезную деятельность во время плена».
Еврейские солдаты русской армии. Празднование Песаха
23 августа 1905 года был заключен мир между Японией и Россией и русские военнопленные вернулись на Родину. Перед отьездом японский генерал вручил Трумпельдору запечатанный пакет, адресованный командующему русскими войсками на Дальнем Востоке генералу Линевичу. Прибыв в Харбин, Трумпельдор передал пакет в штаб.
Как выяснилось, в письме японское командование выражало восхищение воинским подвигом Трумпельдора и его образцовым поведением в плену и просило русское командование достойно наградить храброго и преданного своей стране русского воина.
Вскоре генерал Линевич пригласил Трумпельдора в свою ставку. На плацу были выстроены в парадном строю полки. Генерал Линевич вместе с Трумпельдором обошел войска и произнес краткую речь, в которой рассказал о воинском подвиге Трумпельдора, его деятельности в плену и сообщил, что вскоре Трумпельдор будет лично представлен государю императору. В ответ над плацем прогремело троекратное «Ура!».
Трумпельдор вернулся в Россию. Выходившая в Ростове-на-Дону газета «Приазовский край» сообщила об этом в разделе «Хроника» от 5 апреля 1906 г.:
«С Дальнего Востока вернулся в Ростов один из настоящих героев русско-японской войны Иосиф Трумпельдор. Ростовец по рождению, сын фельдшера местной еврейской больницы, прослуживший верой и правдой родине в рядах войск, Трумпельдор был скромным зубным врачом, пока не был призван на действительную службу... Здесь молодой нижний чин совершает ряд подвигов. В одном из сражений Трумпельдор теряет руку. Искалеченный, он остается в строю. Героизм молодого ростовца обратил на себя внимание. Трумпельдор удостаивается ряда наград (между прочим, был удостоен производства в первый офицерский чин). Он также имеет все четыре георгиевских креста».
Встреча с Родиной произвела самое удручающее впечатлние на еврейского солдата, сражавшегося за Россию - недавно прокатившаяся по всей России волна еврейских погромов тяжело ударила по ростовским евреям. Из погромов 1905-1907 гг. ростовский погром в октябре 1905 г. - один из самых жестоких и занимает второе место по количеству жертв (около 150 убитых) после погрома в Одессе согласно списку погромов в России до гражданской войны 1918-20 гг. Городские власти не предпринимали никаких мер для прекращения продолжавшегося три дня погрома, а казаки стреляли в бойцов еврейской самообороны.
Парохет (занавес, закрывающий Арон Кодеш) из солдатской синагоги 124-го пехотного Воронежского полка
Как пишет внучатая племянница Трумпельдора Софья Миндлин, через месяц после возвращения с войны Трумпельдор получил извещение из Петербурга: «Канцелярия Его Величества просит явиться для представления императору Николаю Второму».
По приезде в Петербург Трумпельдора в числе других Георгиевских кавалеров повезли в Царское Село. В приёмный зал вошли император и императрица и стали обходить героев. Когда флигель-адъютант подвёл монаршью чету к месту, где стоял Трумпельдор, на столик возле него положили два офицерских погона. Обращаясь к Трумпельдору, Николай Второй произнёс: «Благодарю за службу и поздравляю с производством в первый офицерский чин». Осмотрев надпись на протезе, сделанную японским императором, царь предложил герою выбрать род дальнейшей деятельности, в том числе и возможность поступления в Военно-Медицинскую Академию, закрытую для евреев. Трумпельдор ответил, что хотел бы получить образование в Петербургском университете на юридическом факультете. Царь пожелал ему успехов.
Трумпельдор стал третьим евреем, которому в России , как исключение из правил,было присвоено офицерское звание. До него в офицеры были произведены лишь корнет барон Гинцбург в 1877г. и капитан Герцль Цам в 1876г..
Капитан Герцль Цам. 8-ой Пехотный Томский полк
Продолжение следует