Поход по Маркотхскому хребту (несостоявшийся Шесхарисский кластер заповедника Утриш)

Mar 31, 2016 03:58

В сентябре 2015 года мне снова удалось заняться горными прогулками не связанными с экспедициями по картированию почв, ни с выездами с палатками с семьей на море.
Прогулками поскольку походами такие тепличные условия трудно назвать. Достаточно сказать за 6 дней двух походов я ни разу не ставил палатку, да и спальником только накрывался.
До этого последний поход для собственного удовольствия и немного для науки был в конце мая 2004 года, когда мы с Валерием Ивановичем Булавинцевым и работником биостанции "Джуга" Кавказского заповедника перевалили прошли по Бзерпинскому карнизу по еще нерастаявшим снегам, затем через перевал Псеашхо спустились в долину Уруштена, поднялись до биостанции "Джуга", провели там несколько дней и спустились уже на другую сторону Главного Кавказского хребта в Псебай.

1. Но это я опишу как-нибудь в другой раз, а сейчас мой рассказ о прогулке по Маркотскому хребту между Геленджиком и Новороссийском - легкодоступной дороге с замечательными пейзажами и растительном миром, но как ни странно не очень используемой отдыхающими для прогулок.
В Советское время на Маркотхский хребет водили плановые группы, сейчас сделано 2 замечательных подъемника на окраине Геленджика в 2 км друг от друга - Олимп и Сафари-парк с развитой инфраструктурой как внизу (автостоянки, зоопарки) так и наверху (колесо обозрения, фальшивый дольмен). К сожалению они между собой не очень дружат, поэтому подняться на одном и спуститься на другом нельзя. Также к каждому ведет отдельная дорога по склонам хребта, а сквозная дорога по гребню перекрыта и возможен только проход пешком.
Тем не менее наличие таких подъемников то замечательно, они позволяют экономить силы, особенно с рюкзаком на первом этапе маршрута. Моя прогулка начиналась с подъемника Олимпа. К моему удивлению, посмотрев на мой рюкзак билет мне продали за половинную цену (350 р вместо 700 р.) поэтому на "сэкономленные" деньги воспользовался снимком сделанным в верхней точке подъема (250 р, отправили по E-mail).

2. Вот показан мой трехдневный маршрут, посчитанный потом в Яндекс-картах. По подсчетам получилсь 49,2 км, но с учетом извилистости наверное было процентов на 10 больше. Полноценного навигатора у меня с собой не было - машинный не применим, а используемый для экспедиций сломался, взял на всякий случай garmin etrex 9-летней давности, но т.к подоснова в нем не подгружена использовал также как в давнишних экспедициях - ставил точки для съема, если потребуется, координат и возможности возврата. Обошелся Яндекс картами (и схема и снимок) в смартфоне Samsung Trend - достаточно было заранее их отсмотреть и они сохранились в кэше и выскакивали даже если был вне связи.
Наконец глубоко на всякий случай был упрятан компас и двухкилометровка Краснодарского края.
Дальше более подробные карты и фотографии в ходе похода.

3. Вот карты пройденного маршрута, постарался отметить интересные места и места ночевок. Пока опыта маловато получилось не очень красиво, да и картографическую подоснову у других видел лучше. Но будем стараться.
Собственно говоря было 3 похода по этому маршруту, все они отмечены на первой карте.
Сначала 6 июня 2014 на конференцию в ГНЦ ФГУГП "Южморгеология" я прогулялся с коллегами и остался в полном восторге. Из-за технических проблем с обувью одного из участников не удалось уйти так далеко как хотелось, но и так получилось неплохо. И проявилась одна из приятны особенностей маршрута - практически в любой точке от дороги по хребту отходят тропинки вниз по которым в течение часа-двух можно спуститься. Поскольку это был май трава еще не пожухла, цветы цветут.
Затем 19 июня 2014 года по дороге в Крым заехали на две ночи Геленджик, тоже частично по делам и сходили в горы с детьми и собаками.
Получилось пройти поменьше, но тем не менее и для детей и для собак дорога тоже оказалась полностью доступной.

4. Наконец в сентябре 2015 когда у меня оказалась возможность впервые за 11 лет уехать отдыхать снова приехал в Геленджик и совершил два одиночных похода, первый 26-28 сентября по Маркотхскому хребту. Здесь небольшой кусок трассы.

5. А здесь завершение маршрута.

6. Вот собственно и коллеги из Южморгеологии (http://www.ymg.ru/ru ). В силу молодого возраста у них оказался избыточный энтузиазм для пешеходных прогулок, поэтому с ними чуть правее трассы Олимпа мы поднимались пешком.
Хоть Геленджик внешне представляется курортным городом в силу работы в нем Южморгеологии и других НИИ он вполне может отнесен к наукоградам. Южморгеология одна из крупнейших в России организаций, занимающихся морскими геофизическими исследованиями, как в рамках последовательных серий геологического картирования шельфа и дна, так и в целях разведки ресурсов (в первую очередь нефтегазовых). В силу особенностей российского природоохранного законодательства эти работы в пределах российских внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны являются объектом государственной экологической экспертизы. С точки зрения воздействия на морские экосистемы по сравнению с другими видами воздействий (стоки крупных городов; рыболовство, включая придонное траление и др.) такое администрирование является избыточным, особенно для картирования по госзаказам, и больше нигде в мире встречается. Тем не менее в последние годы различные геофизические объекты составляют 30-40% объектов ГЭЭ федерального уровня. Собственно в рамках подготовки ОВОСов для таких объектов мы последние 10 лет с ЮМГ и сотрудничаем.
Но кроме морской геофизики Южморгеология занимается еще целым рядом направлений - делает системы управлений движения судами в портах, конструирует глубоководные аппараты и даже осваивает (готовится к освоению) зону железомарганцевых конкреций Клайперона-Клиппертона - заморское владение России удаленное на тысячи километров от ее границ.
Но об ЮМГ в другой раз, многое есть чего рассказать.

7. В районе подъемников ни чего не снимал, т.к. там и так все довольно интенсивно отснято. Однако следует отметить, что  такой знак на горной дороге идущей по гребню хребта достаточно оригинально выглядит. Это одно из проявлений войны между подъемниками, про которую писал ранее.

8. Следует отметить, что практически на всем протяжении маршрута постоянно открываются прекрасные виды на Геленджикскую, а позднее Цемесскую бухту.
Вот один из таких видов когда дорога выныривает из лесного массива на прогалину. Видна вся Геленджикская бухта.

9. Значительным плюсом является чередование лесных участков с густой тенью и прохладой и участков инверсивных степей, как это названо на геоботанипческой карте эколого-экономического обоснования создания Утришкого заповедника (WWF, 2010). Инверсивных потому что климатические и эдафические условия (в первую очередь режим влажности почв) приводят здесь к тому, что лесная растительность вновь сменяется степной. Хотя среди геоботаников до сих пор идут споры, особенно с учетом зарастания лесом в последние годы, не результат ли это выпаса скота в средние века.
На снимке один из участков "квази" верхней границы леса и Геленджикский аэродром.

10 .В состав Утришского заповедника  должен был входить Шесхарисский кластер, практически  весь мой маршрут должен был проходить в его пределах, как это показано на этой карте из эколого-кономическго обоснования.  Откуда я его скачивал я не помню, 6 лет прошло, поиск в Яндексе выдает ссылку лишь на первый том эколого-экономического обоснования (http://www.docme.ru/doc/907616/e-kologo-e-konomicheskoe-obosnovanie-obrazovaniya) Но к сожалению в состав заповедника Шесхариский кластер  так и не вошел.

11. Как я уже писал один из походов был с детьми  и собаками. Они поднявшись на подъемнике с легкостью прошли 6 км по хребту  4 км вниз до Новороссийской трассы прошли бы еще. и в принципе остались довольны. Позируют на вершине 610,4

12. Собаки получили еще большее удовольствие. С ними на подъемнике было нельзя пришлось подниматься пешком. И в отличии от коллег собаки  меня подгоняли.
Опасения оказались излишними проблем из-за отсутствия оды не возникло, они попили из бутылки и спокойно дотерпели до спуска вниз.

13. Взгляд назад на часть Маркотского хребта, где в лесу находятся оба подъемника, левее видна Адербиевка, а за ней следующий хребет (Главный Кавказский). Если сравнивать с 9 снимком наглядно видно как за 2 недели изменился цвет травы.

14. На протяжении обоих июньский походов июне продолжалось цветение, это  снимок конца июня. Местами земля напоминала сплошной букет. Перечень высших растений для Утришского заповедника согласно эколого-экономическому обоснованию насчитывает более 1300 видов, что наглядно говорит о его богатстве.

15. А здесь растительность с метелками  ковылей имеет более степной вид, но не менее привлекательный.

16. От седловины между вершиной 610,2 и 647,4 вниз ведет хорошая  дорога по которой мы и спустились с детьми и собаками. В принципе подняться сюда можно на любой легковой машине, на нашем Патриоте точно. Правда геленджикские знакомые говорили, что эти дороги в горы планируют перекрывать. Наверное это правильно, массовый автотуризм здесь нежелателен. По нагрузке на степные экосистемы автомобиль эквивалентен сотне пешеходов.

17. А это уже вершины горы Плоская (762,4). В советское время на ней стояли объекты ПВО с большими белыми шарами. Но шары сняли, остались только фундаменты под них, а в пределах  бетонного кольца поместили вышки сотовой связи.

18. С коллегами из Южморгеологии мы спускались по заросшей лесом щели Длинная, из очередной седловины пройдя еще пару километров за г. Плоская. Там тоже есть дорога, но скорее доступна только  внедорожной технике. Причем из-за ветвей царапин на которой не жалко. Выходит эта дорога в   Марьину рощу.

19. Вот вид на эту седловину откуда начался спуск с коллегами от сентября 2015 года. Обратите внимание ка изменился цвет степей  по сравнению с 9 и 13 снимками.

20. Ночью виды открываются еще лучше чем днем, вот видна уже с северо-западной стороны Геленджикская бухта и город. К сожалению, снимал я мыльницей поэтому всю красоту ночного наблюдения за Геленджиком снимок не передает.
Мой опыт походов в районе Сочи оказался не совсем применим.  практически везде можно на расстоянии километра найти воды. Здесь же это главная проблема. Возможно в верховьях балок и были родники, карта на них указывала Но не пересохли ли они? Поэтому в первый день я дошел до Кабардинского перевала, где, как  точно знал, есть действующий родник.

21. Поскольку туристский сезон уже кончился торговцы снялись, однако домик их остался, в нем я и заночевал вволю напившись воды.

22. Вот собственно дорога через Кабардинский перевал в буковом лесу.  Она идет от Кабардинки и далее уходит на Шапсугскую и Абинск. Интенсивность движения ночью по ней составляла одна машина  в час.

23. А вот внизу виден спасший меня хорошо обустроенный родник с чистейшей водой.

24. А это высшая точка Кабардинского перевала (375,5 м) с которого видна уже Цемесская бухта. Кроме дороги через него проходят ЛЭП с Кубанской стороны обеспечивающие электричеством Геленджик и частично Новороссийск.

25. После Кабардинского перевала подъем на гору Безумная (638,4 м). Вроде бы 250 метров подъема но очень тяжело дался. Внизу виден Кабардинский перевал. Дороги здесь не было, слишком круто, только тропинка.

26. А это уже впереди видна гора Совхозная(717, 6). От седловины у подножия Безумной и далее траверзом вдоль гребня идет снова вполне нормальная грунтовка обошедшая Безумную снизу.

27. Взгляд назад, на пройденное вчера в в сумерках. Видна вершина нависающая над Кабардинском первалом, гора Мухины Поляны, а за ней гора Иорданова через вершину которой я проходил.

28. А теперь вниз с Безумной. Т.к склон достаточно крутой то рюкзак поехал вниз сам.

29. А вот это совершенно  замечательные деревья образующие редколесье на верхней границы леса.

30. Вид ближе.

31. И вот совсем близко. По списку видов и проконсультиовавшись с нашими ботаниками я пришел к выводу, что это можжевельник высокий. Как видно из карты на 10-м объекте памятник природы Шесхариские насаждения созданный для охраны можжевеловых  лесов располагался ниже, но это один из его отрогов. Наличие можжевеловых  лесов и служило одной из причин для предложения о включении Шесхариского кластера в состав Утришского заповедника.

32. А это уже к богатству фауны. Коллеги-орнитологи потом мне подсказали, что это козодой.

33.Это гора Совхозная уже ближе.
Хорошо зная территорию Кавказского заповедника и Сочинского национального парка я недоумевал почему сравнительно малоосвоееная горно-лесная и горностепная территория между Новороссийским и Туапсинским промышленными районами не имеет статуса национального парка.
Еще более мои недоумения усилились когда я проектировал национальный парк "Сенгилеевские горы"  в Ульяновской области.

34. А это вид назад на террасированные склоны, гору Безумная, а за ней гора Мухины Поляны.
В целом территория Сенгилеевских гор во многом схожа с горной местностью межу Новороссийском, Туапсе, освоенной Кубанской равниной и Черноморским побережьем.
Действительно леса  с участкам горных  степей, горы и холмы сложенные меловыми отложениями, богатая флора, в т.ч. кальцефильные эндемики, и не менее богатая фауна, также включающая ряд эндемичным насекомых, богатый набор видов хищных птиц.
И даже проблемы и там и там схожи - освоение меловых месторождений производителями цемента.
Но если в Сенгилевских горах туризм надо развивать, то тут он уже есть его надо только упорядочить.

35. А это уже после горы Совхозной вид вперед на террасироаные склоны в сторону Квашина бугра.
Между тем, как я посчитал в ходе подготовки эколого-экономического обоснования Сенгилеевских гор из 13 национальных  парков, созданных после 2000 года, только один является "пригородным" -  "Земля Леопарда" в Приморском крае. Остальные расположены в весьма удаленных местностях и туризм кроме высокобюджетного практически невозможен.
Так на Землю Франца-Иосифа ("Русская Арктика") нельзя добраться иначе как на ледоколе, в национальные парки "Шантарские острова" и "Берингия"  попасть можно только на вертолете или круизном теплоходе.
Этот же горный массив доступен практически весь год  и мог бы служить базой туризма всех видов.

36.Вид с одной из седловин на хребет по ту сторону реки Адегой.
Но в рамках упорядочивания, кое-где перегнули парку.  Так уже достаточно давно создание федеральных  особо охраняемых  природных  территорий (ООПТ) требует проведения общественных  слушаний во всех районах, которые частично включаются в состав национального парка.
А эти слушания наталкиваются на сопротивление групп населения которые против установления федерального контроля за режимом территории.
Так на общественных  слушаниях в Чердаклинском районе против создания национального парка Сенгилеевские горы активно выступили охотники Ульяновска, охотящиеся в этом районе.
Прогулка по Маркотскому хребту показала, что для этого района противников создания национального парка будет еще больше. Охотников я хоть и не встретил, но кое-где валялись стрелянные гильзы.
Несколько раз по дороге меня обгоняли джиперы,  квадроциклисты и мотоцилисты, которые несомненно будут существенно регламентированы при создании национального парка. Сейчас же ими нарезана густая сетка дорог
Встречались сборщики лекарственного сырья, что также в нацпарке придется ограничивать.
Наконец, также как в Сенглее, сложенные известняковыми породами горы это потенциальная база цементной промышленности.
И самое главное если в Ульяновской области бюджет достаточно дефицитный, в власть хочет создания федеральных ООПТ высшего уровня, то в Краснодарском крае видны все признаки благополучия, есть два заподвеника и национальный парк. А как показал опыт без активной поддержки региональной власти решить вопросы отвода земель нереально.
В силу этого, к сожалению создание национального парка над Геленджиком придется отложить на достаточно долгий срок.
А жаль...

37. Пройдя мимо горы Квашин Бугор не доходя 2 км до Андреевского перевала дорога раздвоилась. Одна уходила в сторону этого перевала и  дороге к Шесхариской нефтеотгрузочной базе. Посмотрев по карте, что дальше по Маркотхскому хребту начинаются меловые карьеры с непонятными обходами решил пойти по другой дороге.

38.Она вела  на северо-восток сначала по-над Новороссийской щелью а затем по волоку, расчищенному квадроциклистами, между щелями Новороссийская и Картофельная.

39. Смеркалось.  Дорога шла в буково-грабовом лесу, очень напоминавшем район Сочи.

40. И вот уже в самых сумерках я вышел к реке Адегой напротив дачного поселка Нефтяник. Встретившеся туристы выходного дня из Новороссийска подсказали, где здесь родник - по центру виден его сруб. На этой поляне я и заночевал, снова без палатки только на самонадувайке.

41. На следующий день пошел на юго-восток вниз по течению Адегоя. Дорога проходила через деревню Афонка и также разъезжена квадроциклистами, во многих местах проделаны параллельные дороги в лесу. В сухую погоду, как это было со мной, она довольно симпатично выглядит. Но в дождь ,как я понимаю, довольно тяжело.

42. Как меня и и предупреждали кроме многочисленных беседок для отдыха у плотины имелся целый шашлычно-банно-купальный комплекс. Но туда я не пошел.

43. Наконец эту дорога пересекла дорога от Кабардинского перевала и я снова сменил направление движения на юго-западное и пошел по ней. Вот впереди видна гора Безумная отнявшая столько сил. В отличии от горных  участков дорога широкая, но пыльная, а в дождь грязная.

44. Снова вышел к роднику на Кабардинском перевале и напился. Интересно что обозначает надпись ETC 1918 NEB

45.После этого спустился с Кабардинского перевала (на фото можжевельник красный) пришел в Кабардинку, а оттуда на автобусе в Геленджик.
В целом все очень понравилось, только надо лучше готовиться.