Объект 825 ГТС: Завод по ремонту подводных лодок (ЗПЛ) в Балаклаве

Dec 06, 2007 03:00




...
Секретный стратегический "Объект № 825 ГТС" - уникальный подземный завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок, построенный в период "холодной войны" и нарастания ядерной угрозы. Строительство подземной части базы началось в 1957 году в условиях чрезвычайной секретности и завершилось в 1961 году. Объект первой категории устойчивости в противоатомном отношении, позволял в полном автономном режиме при ядерной атаке длительное время осуществлять ремонт подводных лодок и укрывать несколько тысяч человек. Территория завода включала сквозной подземный морской канал и больших размеров штольни, где размещались: командный пункт, сухой док, ремонтный цех, арсенал с боеголовками торпедных аппаратов и ракет, хранилища, топливные склады, запасы питьевой воды и продовольствия, автономная климатическая система, транспортные и снабженческие магистрали и другие вспомогательные помещения. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, площадь водной поверхности под землей достигает 3000 кв.м. В случае атомной атаки она могла выдержать прямое попадание ядерной бомбы и автономно работать в режиме глубокой консервации. Вход в тоннель со стороны бухты закрывал всплывающий батопорт, а с северного выхода батопорт открывался в сторону.
Главное задание, возлагавшееся на подземную базу - ремонт субмарин (преимущественно проектов 613 и 633), пополнение боезапаса, горючего, замена аккумуляторных батарей. Для этого были созданы мощные ремонтные мастерские с новейшим на то время оборудованием, и склады торпед и ракет, в том числе - с ядерными боеголовками. Численность высококвалифицированных рабочих промышленно-производственного комплекса достигала сотни человек.
Со временем подземный завод в Балаклаве начал терять стратегическую значимость. Связано это было с переходом Военно-морского флота СССР на лодки других классов, которые были намного сложнее в обслуживании и больше по размерам. Поэтому завод работал до 1993 г. В марте 1995 года из Балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка, и Военно-морская база подводных лодок в Балаклаве перестала существовать.





Начало тоннеля, идущего параллельно подземному водному каналу.





Подземные тоннели.





Агрегаты преддоковой площадки. Преддоковая площадка - начало производственных площадей завода. На ней размещались станочный парк, участки по проверки электро- и гидрооборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения, пекарня, столовая, лазарет, пункты санобработки, узлы связи, защищенный капандный пункт (ЗКП) дивизии подводных лодок. На рабочих площадях в случае ядерной угрозы планировалось укрыть около 3000 человек.



Подземный канал в районе сухого дока. Общая длина канала - 360 м, ширина - от 6 до 12 м, глубина - около 7 м. Завод мог одновременно обслуживать до 7-ми подводных
лодок, укрывать - до 14-ти. Вход в сухой док закрыт малым батопортом через кингстоны которого осуществлялось его заполнение водой. Перед постановкой подводной лодки на ремонт док предварительно заполняли водой через кингстоны малого батопорта. После выравнивания воды в доке и канале батопорт отводили в сторону, давая возможность лодке войти в док. Затем ботопорт возвращали в исходное положение и откачивали воду из доковой камеры.



Выход из арсенала к подземному каналу. Штольня №3. Далее по коридору расположена шлюзовая камера арсенала, предназначенная для защиты рабочих помещений от поражающих факторов ядерного взрыва.



Дверь противоатомной защиты между водным каналом и помещениями арсенала вооружения подводных лодок. Защита комплекса позволяла выдерживать прямое попадание ядерного запаса мощностью до 1000 килотонн.



Помещения ремонтных цехов подзеного завода.



Транспортный коридор, по которому из арсенала к сухому доку подвозили ракетное вооружение подводных лодок.



Техническая площадка арсенала.
Previous post Next post
Up