Аюрведа - это одна из многих традиционных медицинских систем, особое внимание уделяющая дыханию через нос, как способу гармоничного развития организма. Младенцы с самого рождения дышат именно таким способом, но, становясь старше, дети начинают чаще дышать ртом.
Носовое дыхание является ключом к развитию нервной системы ребенка и достижению необходимого уровня духовного развития. Дыхание открывает двери в центральную нервную систему и мозг, давая возможность почувствовать тонкую энергию организма.
Наши легкие состоят из пяти долей. Большинство людей вдыхают только в две верхние доли, оставляя часть легких в состоянии покоя. Когда я начал изучать действие дыхания на физическую активность, один из вопросов, волнующих меня, звучал так: "Если у нас пять долей легких, почему мы используем только две?"
Дети дышат необыкновенным способом.
Когда мои дети были младенцами, я заметил, что они дышат только через нос. Их рот предназначался для еды и сосания всего, что они видели, а их носы - только для дыхания. Если нос младенца блокируется полностью, он начнет задыхаться. В этом случае, организм пошлет тревожные сигналы. Ребенок начнет кричать, хватая воздух ртом. Этот крик имеет определенное значение, так как с его помощью по тревоге в легкие попадает большое количество воздуха. К тому же, крик способствует обильному выделению слизи, которая должна промыть полости и восстановить нормальное носовое дыхание. Как только полости прочищаются и можно снова начать дышать носом, кнопка тревоги отключается, и ребенок перестает кричать.
Дыхание в момент крика или дыхание через рот перемещает воздух в верхние доли легких, где расположена большая часть стрессовых рецепторов и их связь с симпатической нервной системой. Представьте на секунду, что произойдет, если в лесу вы лицом к лицу встретитесь с медведем. Первой вашей реакцией будет от страха захватить воздух ртом. Этот вдох наполнит верхние доли легких, что поможет активизировать стрессовые рецепторы и включить "боевую тревогу". В лучшем случае, вы довольно быстро почувствуете прилив энергии и убежите, спасая свою жизнь.
Однако вовсе не обязательно встречать медведя и хватать воздух ртом или кричать для того, чтобы активизировать стрессовые рецепторы верхней части легких. Неглубокие вдохи включат ту же самую систему, даже если не существует никакой опасности. Наши 26 000 дыхательных движений в день имеют сильное воздействие на организм. Если все они или хотя бы большинство сделаны ртом, стрессовые рецепторы симпатической нервной системы активизируются в первую очередь. Постоянное состояние стресса в организме будет способствовать избыточному и ненужному выделению вредных гормонов для борьбы с ним.
С другой стороны, более глубокое носовое дыхание благодаря строению носовых проходов и полостей способствует наполнению воздухом нижних долей легких. Наш нос - это не простая трубка или открытая пещера. Он состоит из носовых раковин, действующих как турбины. Они позволяют воздуху вращаться и передвигаться в виде тонких спиралевидных потоков. В результате, более сильный и прямой поток воздуха эффективно проникает глубоко в нижние доли легких.
Если ребенок кричит и дышит ртом, его всегда можно успокоить, укачивая. Этот процесс хорошо иллюстрируется немецким словом stillen, то есть успокоить. Когда малышей качают, им приходится дышать через нос. Раковины позволяют воздуху попасть глубже в легкие, успокаивая ребенка и активизируя парасимпатическую нервную систему.
Использование нижних долей легких считается более полезным, так как от 60 до 80% кровоснабжения легких нуждается в доставке кислорода и газообмене. Рецепторы парасимпатической нервной системы расположены в нижней части легких. Носовое дыхание из-за своей связи с ней активизирует реакцию диаметрально противоположную той, что вызывает дыхание через рот.
Разница между парасимпатической и симпатической нервной системой:
Парасимпатическая:
Расслабляющая реакция организма,
Связь с нижними долями легких,
Укрепляет иммунитет/пищеварение,
Омолаживает,
Уменьшает скорость сердцебиения,
Уменьшает уровень сахара в крови,
Носовое дыхание.
Симпатическая:
Активизирует защитные реакции организма,
Связь с верхними долями легких,
Подавление иммунитета/пищеварения,
Истощает организм,
Увеличивает скорость сердцебиения,
Увеличивает уровень сахара в крови,
Ротовое дыхание.
Почем Почему водоворот событий и жизнь влияют на дыхание?
При каждом выдохе ребра естественным образом сжимают легкие с помощью мышечного напряжения, называемого эластичным опадением, для того, чтобы из них вышел весь воздух. Этот процесс очень зависит от стресса. Точно так же, как мы хватаем воздух, увидев медведя, под давлением стресса организм начинает делать неглубокие вдохи, пропуская воздух только в верхнюю часть легких, то есть туда, где расположены стрессовые рецепторы. Тем временем, нижние доли сжимаются ещё сильнее, поддаваясь эластичному опадению ребер и становясь более сжатыми и жесткими.
Таким образом создается замкнутый круг. Больший стресс ведет к более неглубокому дыханию, которое, в свою очередь, провоцирует ещё более сильное напряжение, а нижняя часть легких становится более жесткой и недоступной для воздуха. Механизм эластичного падения приводит к дальнейшей жесткости в клетке нижних ребер и нижней части легких. Вскоре реберная клетка становится в буквальном смысле слова клеткой, сжимающей сердце и легкие, заставляя нас дышать только верхней частью легких. Такой способ дыхания продолжает стимулировать симпатическую нервную систему, вызывая реакцию на стресс.
Каждый вдох верхней частью груди стимулирует выделение гормонов для борьбы со стрессом из надпочечников, которые при необходимости могут спасти жизнь вашему ребенку, дать ему больше энергии во время забега или соревнования или помочь сконцентрироваться на решении теста или трудной задачи. Однако, выделяясь регулярно, эти гормоны приносят с собой негативный эффект провоцирующий болезни. Более того, биохимическая реакция на постоянный стресс влияет на настроение вашего ребенка и его жизнерадостность. Когда ребенок начинает дышать более естественным способом, пропуская воздух глубоко в легкие, он активизирует парасимпатическую нервную систему, что приводит к расслаблению организма, позволяющему ребенку справится со стрессом. Напряжение не затрагивает его, скользит, как вода по перьям утки. Когда ребенок готов справиться со стрессом таким способом, напряжение не оказывает сильного влияния ни на нервную, ни на иммунную систему.
Ребра созданы в виде двенадцати пар рычагов, согласованно двигающихся для того, чтобы обеспечить массаж сердца и легких с каждым дыхательным движением. Этот массаж поддерживает циркуляцию лимфы. К тому же, с каждым из 26 000 дыхательных движений, которые делает ваш ребенок за день, массируются мышцы вдоль позвоночника, плечи и связанные с грудью органы сердца и легких. Когда нижняя реберная клетка игнорируется и становится жесткой, дышать полной грудью становится тяжелее, а глубокий вдох не получится до тех пор, пока она снова не станет упругой и доступной для носового дыхания.
Секрет 10: Десятый секрет здоровья заключается в том, чтобы практиковать носовое дыхание. Дыхание через нос не только обеспечивает здоровье и физическую выносливость, но и является ключом к полному использованию нервной системы и способности постигать тонкую и духовную энергию организма.
В 1992 году мы изучили действие носового дыхания во время физических упражнений. Десять учеников старших классов выполняли тест на велотренажере, дыша носом. Затем те же самые ученики сделали это упражнение, вдыхая через рот, и мы смогли сравнить результаты. Мы измерили скорость сердцебиения, частоту дыхания, уровень полученного напряжения, мозговые колебания, кровяное давление и воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему.
Выполняя упражнение более активно, ученики, дышавшие носом, справлялись с напряжением намного легче, чем те, кто дышал ртом. Дышавшие носом выполняли упражнение с большим уровнем сопротивления (200 Ватт) делая всего 14 дыхательных движений в минуту. Если знать, что обычно мы дышим 16-18 раз в минуту, этот результат выглядит очень значительным. Представьте, что вы делаете тяжелое физическое упражнение, но при этом производите на 4 дыхательных движения меньше, чем обычно. Во время измерения показателей тех, кто дышал через рот, та же самая группа детей выполняла те же самые упражнения, тяжело дыша и задыхаясь. Удивительно, но при этом они делали 48 дыхательных движений в минуту! В этом и заключается огромная разница: дыша ртом, дети вдыхали 48 раз в минуту, а делая это носом - всего 14.Другими словами, они были готовы трансформировать свою субъективную реакцию и увеличить энергичность выполнения упражнения на 60%.
Когда участников попросили сравнить свои ощущения во время выполнения упражнений, используя сначала носовое, а потом ротовое дыхание, результат оказался даже более впечатляющим. Для того чтобы ответить на этот вопрос, их попросили использовать шкалу Борга. От них требовалось указать уровень испытанного напряжения, распределив его по шкале от одного до десяти, где десять является самым высоким и сильным уровнем напряжения. Дыша ртом, на самом высоком уровне сопротивления, все испытуемые отметили десятое деление. Однако уровень испытанного напряжения заметно изменился, когда ученики стали дышать носом при выполнении того же самого упражнения с тем же самым уровнем сопротивления. В этом случае, уровень напряжения находился на отметке четыре, а не десять, как в предыдущем тесте.
Представьте, что вы выполняете то же самое количество работы или испытываете то же самое количество стресса в жизни, но вместо того чтобы ощущать предельное напряжение, достигающее десятой отметки, вы без усилий справляетесь со всем, напрягаясь только до отметки четыре. Это очень похоже на то, что ощущали ученики, дышавшие через нос во время выполнения упражнения.
Мозговые колебания во время дыхания.
Для того, чтобы продолжить изучение воздействия носового дыхания на организм, мы измерили работу мозговых колебаний во время упражнений, сделанных с открытым ртом, и тогда, когда для дыхания использовался нос. Существуют четыре частоты или положения мозговых колебаний, показывающие разные типы умственной деятельности. Ими являются волны бета, альфа, тета и дельта. Бодрствующий мозг, активно вовлеченный в умственную деятельность, генерирует бета-волны, преобладающие в организме, находящемся в состоянии стресса. Мозговые волны альфа генерируются в состоянии расслабленности, отдыха, медитации и ли во время таких, координирующий разум и тело занятий, как йога. Мозговые волны тета ассоциируются с подсознанием. Они генерируются во время сна или в глубоком медитативном состоянии и являются источником творческой и духовной связи. Наконец, волны дельта являются самыми медленными и спокойными, и наблюдать их можно во время глубокого сна или гипноза. Волны дельта ассоциируются с неосознанными мыслями, интуицией, эмпатией.
Когда мы делаем физические упражнения, наш организм выделяет адреналин и другие гормоны стресса, позволяющие ему активно взяться за выполнение задания. В такой момент мозговые волны (в первую очередь бета) часто становятся быстрыми и несогласованными. Именно это мы увидели при выполнении упражнения с открытым ртом. Однако мозговые колебания тех, кто дышал через нос, были спокойны и гармоничны. Это означает, что мозг в целом работал в скоординированной манере. Вместо того, чтобы, как ожидалось, увеличить скорость колебаний с возрастанием бета-активности, мозг замедлил свои действия и можно было наблюдать выброс альфа-волн. Мы изучили множество работ, описывающих мозговые колебания во время физических упражнений, но не нашли ни одной, которая показывала бы выработку альфа-волн во время физический упражнений, как это получилось у нас.
Ловим мозговые волны.
С помощью недавних исследований в области измерений волновой активности в течение всего детства, удалось нарисовать интересную картину того, то движет ребенком первые годы его жизни. Работа, выполненная Лайбоу в 1999 году, показала, что первые 5 лет жизни у ребенка преобладают дельта и тета-волны. Помните, что дельта-волны генерируются во время сна , гипноза и неосознанных действий. Так как они связаны с получением информации и погруженностью в себя, их относят к тому времени жизни ребенка, когда он только пришел в этот мир и учится его понимать.
Между 2 и 6 годами преобладают немного более быстрые тета волны. Эти водны часто появляются в состоянии между сном и пробуждением. Около 6 лет мозговые волны набирают еще большую скорость и выражают альфа состояние осознанности, представленного спокойствием, которое мы наблюдали во время исследования носового дыхания при выполнении физических упражнений. Бета-волны генерируются во время мыслительного процесса, сфокусированного и сконцентрированного на проблеме. Они повышают уровень активности и напряжения и не проявляются полностью до 10-12 лет.
Во время своего развития дети совершают не только физическое путешествие, но и мыслительное. У нас есть потрясающая возможность развить и приспособить деятельность мозговых волн и ассоциирующихся с ними действий в наших детях. Наше исследование показало, что существует возможность генерации альфа-волн во время стрессовых ситуаций. Когда действия разума и тела координируются с помощью носового дыхания и последующей генерацией альфа-волн, мы проходим через ситуацию с большей легкостью, а ощущение борьбы и работы заменяется ощущением радости и наслаждения.
Если оставить детей в покое, они смогут играть без устали на протяжении многих часов и никогда не назовут то, чем заняты, работой или упражнением.
Сила игры.
Игра для ребенка - самая хорошая дорога к развитию сообразительности, творческому мышлению и радости. Больше всего детям необходимо именно играть. Это время, когда он может наслаждаться свободной игрой без особых правил. В веселой обстановке отдыха ребенок будет учиться, развиваться, расти и взрослеть быстрее, чем во время других занятий. Игра способствует развитию необходимого опыта восприятия у детей и выделению стабилизирующих настроение эндорфинов, балансирующих их биохимические процессы. Когда я говорю об игре, я имею в виду беготню по округе и разные игры, особенно те, что доставляют удовольствие. Компьютерные игры и телевизор создают искусственную привязанность к их стимулирующему действию. Взрывая здания и прыгая через пропасти на экране, дети попадают в зависимость от игр, которые сложно повторить во дворе своего дома. Однако стационарные игры в закрытых помещениях не могут обеспечить биохимическую активацию эндорфинов всего организма и улучшение циркуляции, что способствует укреплению здоровья и попаданию в мышцы, органы и другие такни большего количества кислорода. Только активные игры способствуют выведению токсинов из глубоких тканей организма, социализации и интеграции тела и разума, помогающих реализовать весь потенциал ребенка. Сосуду и потоки лимфатической системы в основном сокращаются внутри наших активных произвольных скелетных мышц. Когда эти мышцы приходят в движение во время прогулки, действий или физических упражнений, они сжимают лимфатические сосуды, продвигая жидкость по системе, эффективно удаляя токсины и шлаки и гарантирую тем самым доступ иммунной системы к каждой клетке организма.
Преимущества носового дыхания для вашего здоровья.
Преимущества носового дыхания перед ротовым видны не только, когда мы заняты, но и в моменты отдыха. Носовые проходы и слизистые оболочки будут согревать и увлажнять воздух, которых отправится в легкие через бронхи. Если воздух правильно нагрет и увлажнен, бронхи сохранят необходимый баланс слизи и иммунная система останется незатронутой. Когда воздух поступает только через рот, он не будет ни согрет, ни увлажнен. Этот воздух высушит слизистые оболочки и приведет к раздражению дыхательных путей и бронхов. Более того, воздух, проходя через нос, фильтруется, поэтому если в нем содержались загрязняющие вещества или химические раздражители, нефильтрованный воздух, пройдя через рот, может усугубить ситуацию.
Носовое дыхание и разум
Современная медицина и 5000-летняя Аюрведа и йоги описывают цикл носового дыхания следующим образом. В течение дня и ночи преобладающий поток дыхания естественным образом сменяется между ноздрями, изменяясь примерно каждые полтора-три часа. Согласно Аюрведе и йоги, два основный нади или тонких канала нервной системы протекают через ноздри и соединяют нос с мозгом. Нади, протекающий через правую ноздрю, соединяется с левым полушарием мозга, а нади, протекающий через левую - с правым. Недавние медицинские и физиологические исследования выдвинули идею, что существует очевидный цикл физического передвижения воздуха через ноздри и цикл альтернативного доминирования между полушариями мозга.
Исследователи из государственного университета штата Монтана тоже объявили о разнице в когнитивном воздействии потоков воздуха через определенную ноздрю, а научная работа, проведенная в университете Торонто, содержит описание воздействия на эмоции вдохов, сделанных через разные ноздри. Итак, носовое дыхание обеспечивает нас чем-то, чего не может дать дыхание через рот, а именно связью с церебральными полушариями лобных долей, отвечающими за познавательную, думающую часть нашего мозга.
Это особенно важно в свете нового исследования умственного здоровья и полушарий лобных долей. Оно показывает, что во время таких состояний, как депрессия или беспокойство, одно церебральное полушарие мозга более активно, чем другое. Во многих случаях, правое полушарие лобной доли указывает на большее беспокойство, тогда как левое более активно во время депрессии. В этом опыте участвовали только дети. Подобное исследование было проведено Центральным институтом мозга в Германии в 2002 году. Оно не только доказало отличие беспокойных детей от спокойных, но и указало на разницу восприятия девочек и мальчиков, а так же детей разных возрастов. Другая работа, выполненная в том же институте, помогла обнаружить образцы асимметрии у детей с СДВГ. Эта область изучения ещё очень молода, но целительная сила носового дыхания может оказать значительную помощью при этом заболевании.
Древняя наука дыхания.
Дыхание на протяжении долгих веков во всем мире ассоциировалось с силой жизни. В Китае эту энергию жизни называют чи, в Японии - ки, а в Индии - прана. Интересно, что по-гречески дыхание называется pneuma. Этим же словом греки обозначали душу или дух. В боевых искусствах, стрельбе дзен, тай чи, цигун и йоге знание и умение осуществлять контроль над праной считается ключом к интеллектуальному и физическому успеху. Западная медицина ещё не измерила прану, но это не означает, что ее не существует. Просто ещё не был изобретен такой тонкий инструмент, который позволил бы это сделать.
Прана, сила жизни организма, приходит в наше тело и клетки через воду, пищу и воздух. Именно поэтому большое количество воды, свежая хорошо приготовленная еда, физические упражнения и дыхательная техника являются основными компонентами идеального здоровья. Прана переносится воздухом и входит в носовой проход, когда вы дышите. В Аюрведе сказано, что пока воздух движется через нос, прана передвигается по обонятельному нерву прямо в кору головного мозга, отвечающую за эмоции, или в лимбическую систему. Говорят, что техника носового дыхания передвигает прану и тонкую энергию в мозг и центральную нервную систему.
Прана - это жизненная сила, которая существует в каждом живом создании, то есть в растениях, животных, в нашей пище и в нас самих. Даже та вода, которую мы пьем, может быть лишена праны или наполнена ею.mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
EN-US;mso-bidi-language:AR-SA"> Во время дыхания ртом воздух и прана попадают в организм и выходят из него, не попадая в полости. Это означает, что меньшее ее количество доходит до мозга и нервной системы.
Кави Радж "Аюрведа для детей"