Продолжая
вчерашний разговор о композиции картины, куда надо впихнуть много людишек, давайте посмотрим, как это делал великий наш мастер Илья Ефимович Репин.
Вот, я накидала на коленке в пейнте несколько схемок, которые показывают, как он заставляет путешествовать взгляд зрителя по своим полотнам. И делает он это круто!
Гигантский групповой портрет "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года".
Изображено 80 человек (на 35 больше, чем у обсуждавшегося Герасимова).
Да, Репину пришлось посадить многих спиной, увы.
Но зато ему удалось создать "вихрь".
Форма зала, где проходило заседание, продиктовало ему композицию. Однако ведь он спокойно мог верхним краем обрезать капители колонн, сделав ровненько. Нет, он заставляет потолок "прогибаться", этим способствуя движению.
Кресла расположены кругами так, что мы будто бы стоим внутри одного из этих кругов. Спираль затягивает.
Такой прием выстраивания людей по кругу он использует не единожды. Вот тут, в картине «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве», задача была намного легче -- главный герой-то, в сущности, один, в отличие от предыдущего группового портрета.
Прямо передо мной, зрителем, никто не стоит, спины царя мне не загораживают. Это потому что я - сам один из зрителей таким образом! Пустота, виднеющаяся земля, образует воронку, куда "засасывается" фигура царя, которую я, зритель, впитываю взглядом. Лицо (самое главное) четко в центре картины.
"Запорожцы" -- это тот же принцип, но намного-намного сложней. Вообще гениальная вещь, по сложности постановки -- практически балет. Рассматривать ее можно и по закону группового портрета, кстати.
Вертикально стоящие копья (прием, придуманный еще Веласкесом), жестко фиксируют композицию.
Ее центром в итоге становится перо и бумага, самые главные вещи в данной истории.
Но мастер -- он на то и виртуоз, чтобы не ограничиваться единственным, пускай и очень клевым, приемом.
Идея этой картины -- в сопротивлении человека суровым тяготам жизни (труда, природы). Это ощущение поддерживается тем, как устроены диагонали в этой картине. Тут реально "перетягивание" -- люди в одну сторону, а взгляд в другую. Центральный бурлак, у которого тело выгибается по параболе, отличающийся от всех -- классная фишка. Однообразие -- это скучно. При этом тут тоже есть спираль, "водоворот", но тут она уже служит для другого, создает ощущение неотвратимости, мешает людям визуально идти.
Сравните с ранним этюдом. Как изменился эффект от смены правого направления на левое.
В это картине та же самая сетка, что в "Бурлаках", но поскольку тут идея другая -- все не так сурово.
Однако выбранное направление, ощущение сопротивления земли помогает создать "портрет крепкого, маститого человечища".
"Не ждали" мне по композиции меньше нравится, черная женщина мешает, крупновата.
Но, в общем, идея в том, чтобы направить все внимание зрителя на фигуру, на лицо вернувшегося. Это делается еще и взглядами персонажей: мы, homo sapiens, запрограммированы природой считывать направления взглядов и можем воспринимать их, невидимые линии, практически как реальные, подобно линиям досок паркета.
Сравните с этюдом.
"Иван Грозный..." вообще гениальнейшая вещь в этом аспекте. Композиция -- одна из главных причин, почему картина так действует на зрителя. Тут две "шахматные доски": одна -- это стена в красных ромбах, но она не очень важна. Вторая -- это пол, застеленный коврами с геометрическими узорами, квадратами и ромбами. Это красно-черная шахматная доска, которая развернута углом к зрителю и задает всю сценографию картины.
Персонажи находятся ровно в центре, на пересечении косого креста. И, как дополнительный аккорд, Репин располагает фигуры людей по дополнительно введенной S-образной линии красоты. Только тут она служит не красоте, а течению времени: наш взгляд блуждает по ней, от сапог царевича к крови на его голове и безумным глазам отца. И то, что взгляду приходится совершать путешествие -- усиливает эффект.
А теперь попытайтесь понять, чем Репин создает радостное настроение в картине "Какой простор!"