Как отличить одного усача от другого (про советскую картину-ребус)
Nov 25, 2019 08:02
«Сотни одинаковых, жутких самодовольных лиц, опереточные усы, шпоры, что копытца, в центре - главный усач с улыбкой и трубкой. Живопись совершенно мертвая, впечатление - омерзительное» (современный арт-критик о картине Александра Герасимова «Первая конная армия».
Предлагаю любителям физиогномики, знатокам советской военной истории, а также специалистам по усам и прическам принять участие в опознании офицеров-"первоконников" на этом групповом портрете и составить список изображенных лиц. Тут около 50 человек, четко опознаются лишь несколькие, в сети списка нет (в википедии писала тоже я). Может, у кого-то старые монографии под рукой есть? Общекультурная справка: Клим Ворошилов заказал этот парадный групповой портрет знаменитому советскому официальному портретисту Александру Герасимову в 1933 году. В 1935 году картина была закончена. В 1937 году ей дали в Париже на всемирной выставке приз. Но, как говорил другой советский классик, "за время пути собака могла подрасти": к 1938 году этот групповой портрет (как и аналогичные работы в фотографическом жанре) стал штукой опасной. В 1938 году расстреляли Озолина (стоящий у стола), потом еще с десяток человек. Художников предпочел не переписывать картину, не вымарывать лица (видимо, понял, что это бочка Данаид будет), а просто спрятал его. Только после сами знаете какого съезда картина снова появилась на публике. В итоге она попала в постоянную экспозицию Третьяковки. Вот я там ее давно сняла, не знаю, как сейчас, висит или нет.
(На выставку Герасимова в ГИМ картину вроде не таскали, хотя если у кого каталог есть, гляньте, а?)
Называют разное число изображенных лиц, от 45 до 48. Я насчитала 46 (может, кого пропустила за колонной?).
Вот, сделала схему для удобства.
Из них мне удалось опознать 10 человек.
Троих перепутать сложно: №34 Ворошилов, №35 Сталин, №40 Буденный. Они главные, они в центре композиции.
Человек, сидящий справа от Сталина, №36 -- маршал Александр Ильич Егоров. Расстрелян 23 февраля 1939 года.
Кто за его плечом (№37) -- я не знаю, но он не сидит за столом, а расположен следующим рядом, за спиной, т.е. не из первого эшелона власти. №38 -- аналогично. А вот №39 опознается, это Ефим Щаденко (умер своей смертью в 1951 году). Это опознать было легко, потому что сохранился отдельный подготовительный этюд к картине, с изображением этого офицера, который так и называется, его ФИО.
Вообще таких портретных этюдов, в теории, в наследии Герасимова должно быть на каждого изображенного. В своих мемуарах (гуглбукс показал мне кусочек), он пишет, что писать было сложно -- не все офицеры были в Москве, некоторые служили оч. далеко. При изучении картины вблизи мне стало понятно, что фотографии тоже пошли в ход (вот Доу-то с его военной галереей тогда обзавидовался на том свете).
Нашлись еще вот такие этюды.
Тимофей Шапкин (ум. 1943). На картине он №43, самый правый.
Ока Городовиков (ум. 1960). №12 (позади Сталина). Он, кстати, из 2-й конной вроде, как на картину попал?
Степан Зотов (умер в больнице в 1938). Тоже носил фирменные усы, но слава богу, был не брюнет, и поэтому легко опознается на картине как №33 (т.е. Герасимов его отзеркалил; или загружавшие на сайт)
Ну и Ворошилов, но его мы и так знаем, спасибо.
Кроме них нашлось еще 2 этюда, явно из той же серии, но этих людей на картине опознать я не смогла.
Комкор Иосиф Родионович Апанасенко. Может, он тоже отзеркален и теперь №11? Или под этим номером Семен Тимошенко?
Некий Дмитриевский Д.С., в списке первоконников слету такой не ищется.
Также гуглбукс говорит, что существует этюд ординарца Буденного Григория Ковалева, т.е. на картине он тоже должен (?) присутствовать. Но фото не нашла, опознать не смогла.
Картинки в посте должны открываться большеразмерными в отдельном посте по клику при наведении курсора
(Обратите внимание, кто тут историю живописи со мной учит, что в портрете совершенно четко соблюдается еще древнеегипетский принцип изокефалии (головы всех фигур на одной высоте). Когда я цифры ставила, для двух верхних рядов мне даже курсор не пришлось двигать, просто нажимала на пробел. Это для живописи -- плохой признак, грамотные живописцы обязаны строить композицию более изобретательно, варьировать (для голландского группового цехового портрета так стало неприличным делать после Рембрандта). Использование Герасимовым этого приема -- симптом его официозной задачи).
Ставлю крупно фрагменты, извините, уж какие есть.
Это самая левая часть.
(Смотрите, они все прогибаются назад, будто их ветром сдувает, это тоже примета слабости автора; нормально поставить ему удалось только самого лысого левого и двух сидящих слева от Ворошилова; плюс еще попытка поиграть с обернувшимся брюнетом. Это реально провал -- для сравнения гляньте на официозный же групповой портрет кисти Репина, сколько там разных поз и жестов рук).
Центральная часть. Тут осталось отгадать только трех: сидящего сзади и двух стоящих в центре. У человека с полузакрытыми глазами характерное лицо, мб кто узнает? Ну и группировка в центре (тоже по заветам древних египтян) свидетельствует о том, что эти персонажи были в Первой конной вип-персонами.
Правая часть. Извините, вверху засвечено, но иначе было не снять. Это реально огромнейшая штука, почти 4 метра в высотой, и в Третьяковке она так стояла, что другого света не было.
Если долго всматриваться в эти лица, сравнивая с фотографиями, то бросается в глаза разница в художественном мастерстве между исполнением отдельных голов (опять привет Доу!). Некоторые ярко выраженные характеры, классно написанные. Наверно, это те, кого Герасимов писал с натуры. Другие -- реально, как под копирку. Видно, что картина не рождалась на одном дыхании, как единое произведение, а, скорее,"решалась", заполнялась, как клеточки кроссворда, по мере получения автором фактуры. Головы -- как кусочки мозаики, взаимодействия между людьми нет.
Если поползать взглядом по крупным планам много, то это четко заметно.
Повырезаю вот несколько тех, кто мне понравился по живописи.
№44
№28
№2. Очень интересное лицо, и, кстати, выбивается из общего типажа на этом портрете.
№29. Тоже не типичное для картины лицо. Похож на моего любимого злодея из сериала "Побег".
№30. А типичный это вот такой, с усищами а-ля Буденный.
В общем, предлагаю вам поразвлекаться разглядыванием и угадыванием.
UPD: anastasiyak Мы в прошлом месяце были в Третьяковке, по моему сейчас рядом с картиной висит полный список изображенных... и кажется даже пофигурно подписанный.
shakko: Если так, то мой пост бессмысленнен, не тратьте время, можно просто сгонять в ГТГ и сфоткать табличку.
Пока есть вот такое расплывчатое фото с экспозиции, так что в ГТГ эта работа явно разобрана уже!