С некоторых пор в нашем Эрмитаже завелась еще одна картина, связанная с Леонардо да Винчи.
И хотя, увы, это не портрет истинно его руки, а лишь работа учеников, однако картина сама по себе весьма интересная, так что давайте на нее посмотрим повнимательнее.
Картина имеет вот такую этикетку:
Академия Леонардо да Винчи. Портрет дамы в жёлтом платье. Конец XV в.
Атрибуция профессора К. Педретти. Частная коллекция. Санкт-Петербург.
Из этой надписи мы извлекаем интересную, необычную информацию. Получается, что этот портрет не принадлежит Эрмитажу, а находится в частной коллекции какого-то петербуржца, который и одолжил картину государственному музею. Кроме того, авторство картины обсуждалось, и в итоге формулировка "Академия Леонардо да Винчи" была предложена одним из ведущих леонардоведов,
профессором Педретти.
Любопытно: не каждый день в частных российских руках оказываются картины 15 века леонардесков, и обычно это достаточно увлекательные истории (
вот я писала о прошлой).
К полотну и этикетке на стене прилагается большая аннотация, не очень, впрочем, содержательная:
«Роскошное ожерелье - деталь, которая сразу привлекает внимание, но ещё большее внимание привлекает взгляд неизвестной аристократки. Его магнетизм, если можно так сказать, тема, подсказанная самим Леонардо в его краткой записи: „Говорят, сила девушек в глазах, именно они притягивают к себе любовь мужчин“ (Атлантический кодекс, f.270 v b-c [729v], c. 1490). Эта фраза показывает, как вдумчиво и кропотливо необходимо толковать контекст, в который она включена самим Леонардо. Систематическое исследование оптики и зрения, начатое Леонардо в Милане около 1495 года, продолжилось после его возвращения во Флоренцию. В Милане окол 1510 года он продолжил свои углубленные занятия. Мастер вновь вернется к этим исследованиям в Риме, Флоренции и во Франции. Перед нами произведение, дающее представление о методе, применяемом Леонардо в его „Академии“.
Под руководством Мастера его ученики создавали произведения на религиозные и светские сюжеты, небольшие портреты не всегда известных нам благородных дам. Все это и сегодня свидетельствует о процветающей деятельности Академии Леонардо да Винчи. Подытожим: перед нами картина, отражающая технические и концептуальные идеи Маэстро» (Карло Педретти, профессор Центра Арманда Хаммера по изучению Леонардо да Винчи, заслуженный профессор истории искусств Калифорнийского университета, Лос-Анджелес).
Спасибо, конечно, проф, но можно было бы что-нибудь поподробнее про ожерелье? Оно действительно очень странное и необычное, возможно, геральдическое. Быть может, по нему можно было вычислить род дамы?
Вот на этом фрагменте, утащенном из инстаграмма ГЭ, лучше всего видно очарование живописи этой картины.Чудесные рыжие волосы, необычное оранжевое платье, милая улыбка по заветам Леонардо, действительно хорошее сфумато.
Давайте же еще помучаем гугл, может, узнаем чего-нибудь еще о красавице.
Действительно,
оказывается, что 10 декабря 2015 года в Эрмитаже состоялось открытие выставки-исследования «Школа Леонардо да Винчи», включающей картины из частного петербургского собрания: «Мария Магдалина» работы Джампьетрино, «Мадонна с младенцем» и «Женский портрет» - итальянских последователей Леонардо да Винчи конца XV - начала XVI веков.
Вот такая «Мария Магдалина» там была представлена, хорошая
Фамилия коллекционера, которому, оказывается, принадлежит еще две ренессансные вещи, не раскрывается.
Выставка закончилась в 2016 году, однако один женский портрет оставили в Эрмитаже, что примечательно.
Извлечем же из этого пресс-релиза хотя бы описание нашего портрета:
«"Женский портрет" приписывался разным авторам, но ни одна из выдвинутых гипотез не была достаточно убедительной. Изображенная дама, несомненно, принадлежит к высшему обществу, о чем свидетельствует ее наряд и украшения. В конце XV века в Милане вошли в моду подобные платья из ткани светло-коричневого цвета с большим прямоугольным декольте.
Основа и подготовительный красочный слой «Женского портрета» сохранились удовлетворительно. В ИК-лучах просматривается лицо с типично мужскими чертами, отличающимися от окончательного варианта, когда художник преобразил его в женское, изменив характер скул и подбородка. Эта метаморфоза остается загадкой, как и многое в творчестве самого да Винчи».
То есть этот женский портрет был переделан из какого-то мужского образа навроде такого.
Леонардо да Винчи. "Иоанн Креститель"
Улыбка такая леонардо-демоническая, и вообще лицо такое типичное, что говорить о каком-либо портретном сходстве с некой натурщицей, конечно, нельзя. Это вымышленный образ, некое упражнение, возможно, святая.
Интернет подсказывает нам, что Follower of Leonardo da Vinci. Portrait of a young lady in a gold silk dress 60.6 x 50.5 cm. (23.9 x 19.9 in.) был
продан на аукционе Кристис в 2010 году всего за 80 тыс. долларов. Каталог аукциона рассказывает нам больше полезного:
«Картина принадлежит небольшой группе работ анонимного художника-леонардеска, которого теперь называют Мастер Мадонны с весами (в честь его картины в Лувре). Этот художник, последователь стиля 2-го миланского периода Леонардо, связан также с двумя другими произведениями, один в коллекции Kress (South Carolina, Columbia Museum of Art; F.R. Shapley, Paintings from the Samuel H. Kress Collection, London, 1968, K1558, fig. 320) и другой, ранее входившие в коллекцию д'Эйхталь, Париж. Работы из этой группы ранее приписывались Больтраффио, Бернардино де Конти и Амброджо де Предис».
Вот та самая "Мадонна с весами", в честь которой получил свое прозвище аноним. Я не поняла, отведено ли теперь его авторство от эрмитажного портрета или сохранено. Посмотрите на эту картину: как забавно скомпонованы фирменные позы Леонардо из других картин, как коллаж.
UPD: от любимого
latiaris.
Упомянутая работа из Колумбийского музея. Как под копирку с нашим портретом, только женщина с ожерельем из скорпиончиков
Любопытен провенанс нашего портрета: это не что-то там ниоткуда возникло, как обычно бывает с "Леонардо" за миллионы баксов. Нет, тут все вполне прилично. Американский Saint Louis Art Museum решил продать ее из своих фондов, потому что она ему не нужна, а прибыль пустить на другие покупки. В этом же музее она была с 1921 года, а так ее след восходит к 1913 году.
***
Если по-хорошему, то картина слабовата по живописи.
Но, на мой взгляд, она классная. В частности, из-за общего колорита.
Женщина получилась не красавицей, а демоницей какой-то. Глаза темные этому способствуют.