Одна из самых популярных фраз, которой массовая публика комментирует шедевры живописи ХХ века (помимо «да мой ребёнок нарисует лучше» и «король-то голый»), это реплика про «написано ослиным хвостом». Откуда взялся этот образ?
В советской арт-критике, ругая живопись загнивающего Запада, этот образ тоже использовали. (Фрагмент картины Федора Решетникова "Тайны абстракционизма", 1958)
Для этого надо вернуться к важной вехе в истории искусства: картина «Впечатление. Восходящее солнце» считается официальным началом течения импрессионизм. А вот полотно «Заход солнца над Адриатикой» - можно считать его концом. Первую написал Клод Моне, великий. А вторую-то кто? Почему это важно, и причем тут Пусси-Райот?
Клод Моне. «Впечатление. Восходящее солнце». 1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Когда в 1872 году картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (вместе с другими полотнами кисти его друзей) была выставлена в Париже, это вызвало скандал. Расплывчатые пятна, недосказанность, техника наброска - все это раздражало общественность, привыкшую к гладкой, можно сказать, глянцевой, реалистичной живописи.
Хотя картины не понравились массовой публике все, но именно эта - стала символом и вошла в историю, поскольку ее французское название звучит как Impression, soleil levant.
Тогда в 1872 году один консервативный журналист выбрал именно «Впечатление. Восходящее солнце» главной мишенью, критикуя выставку. «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!»
Небрежная живопись на картине «Впечатление. Восходящее солнце» Моне
Вот так надо писать солнце "нормальным" художникам! (по мнению журналистов той эпохи). Картина того же года, худ. Frederic Edwin Church
Вот так, из-за этого пейзажа, и родилось название знаменитого художественного течения - импрессионизм. Сначала словами "импрессионисты" обзывались, теперь же принадлежность к этому направлению - знак качества, славы, и огромных цен на аукционах.
***
Наступил 1910 год, прошло почти сорок лет с того скандала. Импрессионистам уже не надо было ничего доказывать, они стали знаменитыми мэтрами и, честно говоря, многих уже утомили, казались однообразными и скучными. Появился постимпрессионизм (т.е. "после импрессионизма"), где было уже совсем мало от реализма. Революция в искусстве была очень сильна: зарождался кубизм, беспредметная живопись абстракционизм.
Василий Кандинский. Пейзаж 1910 года (Murnau am Staffelsee berglandschaft mit Kirche)
И вот тогда на престижной выставке Салон независимых была представлена картина «Заход солнца над Адриатикой» (фр. Et le soleil s’endormit sur l’Adriatique, букв: "И солнце засыпает над Адриатикой") за подписью итальянского художника Иоахима-Рафаэля Боронали.
Картина «Заход солнца над Адриатикой» на выставке в музее Гран-Пале в Париже, 2016 год
Итальянец Боронали сопроводил выставление картины, как это было принято в то время, публикацией энергичного манифеста с призывом свергать старое искусство, создавать новое и т.п.
Легенды гласят, что картина была восторженно принята публикой, критики увидели в ней новый художественный язык, художники завидовали новаторству, коллекционеры дрались за покупку. Увы, это всего лишь логика развития устной истории (то бишь вранье), на самом деле картина, как свидетельствуют современники и первые газетные публикации, прошла достаточно незамеченной. Тогда такого много уже было. Мунк, например, давно уже в полную силу работал.
Но вот внимание второй волны публикаций эта картина действительно привлекла.
Боронали. «Заход солнца над Адриатикой». Автограф справа внизу
После того, как картина внятное время повисела на выставке, к директору популярного издания L'Illustration пришел богемный журналист и писатель Ролан Доржелес. Он предъявил редакторам сенсацию: на самом деле картина была написана обыкновенным ослом!
Группа приятелей, собравшись в кабачке на Монматре, весело проводила время и решила устроить розыгрыш. Они пригласили нотариуса, и в его присутствии привязали к хвосту осла кисточку. Каждый раз, когда ослу протягивали морковку, он судорожно водил хвостом. Так получилась картина. (Ослика звали Лоло, если вам вдруг нужна эта информация).
На фото люди держат бокалы и носят маски, чтобы их имена не полоскали в прессе, когда все вскроется.
Нотариус действительно засвидетельствовал журналистам, что все так и было, и вот тогда-то картина и стала известной! А вы представляете, с каким наслаждением СМИ всех стран вцепились в такой смачный инфоповод? Их же всегда хлебом не корми, дай поразжигать. Поднялся шум такой, что даже до России дошел! (Именно поэтому наши художники-авангардисты назвали свою группировку "Ослиный хвост").
На самом деле, если мы вглядимся в картину, то увидим, что и это брехня. Ослиным хвостом явно написан только оранжевый "иероглиф" на первом плане и пара желтых штрихов на фоне моря. Впрочем, Ролан Доржелес (который позже станет знаменитым и даже Гонкуровскую премию получит) и не скрывал, что ослу дали не голый холст, а подготовленный, на котором уже были написаны море и небо участниками розыгрыша (людьми).
Тема заката, возможно, намеренно перекликалась с шедевром Моне, а может и нет, но вышло символично...
Главным в этом событии было не то, что животное написало картину (на самом делеведь не написало, а лишь приложило пару раз хвост). А то, что гулякам с Монмартра удалось устроить такой розыгрыш, что он ввел в заблуждение отборочную комиссию выставки (и, согласно легенде, журналистов, арт-критиков, коллекционеров, других художников). И то, что потом им удалось раздуть веселый такой скандальчик.
Именно это стало само по себе произведением искусства. Потому что наступает 20 век - эпоха, когда изобрели перформансы, хэппенинги и всякое такое. И существование картины осла-Боронали стало одним из самых первых перформансов в истории. А качество перформансов меряется не так, как качество картин (полотна маслом мы ценим за красоту, гармонию, тему и т.п.). Перформансы же оцениваются тем, насколько сильно они запомнились. И, поскольку "картинами, написанными ослиным хвостом" продолжают обзывать современное искусство никогда не слышавшие о Боронали россияне 109 лет спустя, это значит, что произведение искусства оно вышло очень крутое, невероятно крутое.
Вряд ли каким перформансам нашего времени удастся стать настолько легендарными и архетипичными.