Художники-толкинисты 19 века, или об игре в эскапизм в живописи
Jun 14, 2018 14:03
Сегодня очень много субкультур, игр для взрослых, куда можно "психологически удалиться", и где можно таким образом отдыхать. Это признак богатого общества с избытком менеджеров ресурсов, ибо когда надо виживать, как-то не до игр, хочется найти сначала, что покушать. Но это не признак исключительно нашей эпохи: просто сейчас это бросается особенно в глаза из-за изобилия вариантов и огромного количества "играющих". Люди, однако, занимались подобным эскапизмом в течение всей мировой истории (в том числе и древние римляне), иногда это делали художники, причем целыми арт-группами, и эффект на историю искусств это производило очень интересный.
Отмечу: для наших дней характерная черта -- это обилие вымышленных миров, в которые фанаты могут играть (Толкиен, Стартрек, Гарри Поттер). Для предшествующих же поколений все обычно ограничивалось "путешествиями в прошлое". Правда, они знали о выбранной эпохе иногда так мало, что это тоже оказывалось путешествие в вымышленный мир. (Для прочих же хватало религии).
Ну так вот, жили-были во времена наполеоновских войн (т.е. они были современники Байрона, Жуковского и Пушкина) молодые немцы, бедные художники, во многом даже неудачники, отчисленные из вуза. И они решили поиграть в итальянских художников эпохи Раннего и Высокого Возрождения. Уехали из своей Пруссии в Рим, денег у них не было, и поэтому -- а также в рамках своей игры, ребята поселились в заброшенном католическом монастыре на одном из римских холмов и стали писать картины в стиле Рафаэля и других мастеров Ренессанса. Ориентиров-подлинников в окружающих римских церквях и дворцах, как вы понимаете, была куча, копируй не хочу. (Подробней об арт-группе см. в википедии).
Итак, давайте сыграем: сумеете ли вы отличить картины этих художников-ролевиков (группа называется "назорейцы") от подлинных картин итальянских гениев? Четверговая угадайка.
*** Как камертон я сегодня работы назарейцев давать не буду. Поставлю хитрую подсказку -- картины художников-классицистов, которых назарейцы программно старались отрицать и победить. Но все равно, вот этот классицизм, его холодноватость, позирование, рассудочность, нет-нет, да в работах назарейцев и проскакивает. Потому что, как говорил товарищ Ленин, "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", и про картины это тоже справедливо, предшественники и современники влияют очень сильно.
Картина классициста: Ж.Л. Давид. "Гнев Ахилла", 1825.
А легкое и спокойное настроение же Ренессанса, его тонкость без манерности, особенности его стилистики, света, читатели рубрики уже должны легко угадывать (кстати, вы заметили, что постепенно это превращается в офигенный онлайн-курс?)
***
Итак, где итальянец 16 века, а где немец 19 века?
1)
2)
3)
4)
5)
[Spoiler (click to open)] 1) а) НАЗОРЕЕЦ Julius Schnorr von Carolsfeld. Porträt der Frau Klara Bianka von Quandt mit Laute, 1820 б) РЕНЕССАНС Джулио Романо - Portrait of Doña Isabel de Requesens, с. 1518
2) а) НАЗАРЕЕЦ. Иоганн Овербек. "Мадонна с Младенцем, св. Елизаветой и Иоанном Крестителем", 1825 б) РЕНЕССАНС Рафаэль. "Мадонна со щеглом", 1505-6
3) а) РЕНЕССАНС. Андреа Превитали. "Благовещение", ок. 1508 б) НАЗАРЕЕЦ. Петер фон Корнелиус, "Жены-мироносицы", 1815-22
5) а) РЕНЕССАНС Франческо Франча б) НАЗАРЕЕЦ Йозеф фон Фюрих. "Мадонна с Младенцем, св. Адельгейдой и св. Франциском", 1835
Описывайте ваши ощущения при отгадывании. На основании чего вы делали выбор? Появлялось ли у вас чувство "фальшивых елочных игрушек"? Поняли ли вы что-нибудь больше про искусство 19 века? Про проблемы этого искусства?