Великие произведения искусства, которые не устают тиражировать, портить и пародировать. Что это за картины, которые стали неотъемлемой частью нашей масс-культуры? Какие таинственные и забавные факты с ними связаны?
АМЕРИКАНСКАЯ ГОТИКА, худ. Грант Вуд (1930)
Картина сама по себе изначально воспринималась сатирически. Вуд представил свеженаписанную «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском институте искусств. Судьи оценили её как «юмористическую валентинку», но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил институт искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день -- и музей считает эту покупку большой удачей, кто же знал, что "валентинка" приобретет такой культовый статус.
МОНА ЛИЗА, худ. Леонардо да Винчи (1503-1519)
Недавно в новостях прошла информация, что итальянские ученые нашли предполагаемую могилу Лизы Герардини и собираются по ее черепу восстановить лицо -- чтобы проверить, похоже ли оно на картину. Однако позже они выпустили пресс-релиз, что подобное восстановление невозможно -- за прошедшие века скелет Моны Лизы столько раз перевернулся в гробу, что все косточки черепа раздробились.
БОЛЬШАЯ ВОЛНА В КАНАГАВЕ, худ. Хокусай (1823-1931)
Как известно, Хокусай очень любил творчество варварского поэта по имени А. Пюсь Кин и планировал масштабный цикл гравюр на дереве, иллюстрировавших его произведения. Особенно Хокусаю нравилась поэма, использующая классический мотив японской мифологии -- про крылатую Тэннин, умевшую превращаться из человека в лебедя. Увы, этот цикл гравюр великого японца оказался незаконченным -- по финансовым соображениям ему пришлось переориентироваться на более конъюктурный проект "открыточек", с туристическими видами горы Фудзи. Однако некоторые его эскизы
позже попали в руки русскому художнику Билибину, который с величайшим почтением к сэнсею продолжил дело и все-таки проиллюстрировал поэму.
РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ, худ. Сандро Боттичелли, 1484-1486
Один из вопросов, возникающих у зрителя при взгляде на эту картину -- почему одно плечо Венеры опущено так низко? Ученые предполагают, что это связано с диагнозом Симонетты Веспуччи -- платонической возлюбленной Боттичелли, вдохновлявшей большинство его женских образов. У нее был туберкулез, болезнь, при которой легкие деформируются, опускаются, и от этого плечи получают характерную "понурую" форму. Недавные исследования картины, проведенные в галерее Уффици на японский грант, подтвердили это гипотезу -- рентгенограмма фигуры Венеры показала очаговые затемнения белесого цвета с неровными краями, приблизительно одинаковой консистенции в верхних долях обеих легких.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ, худ. Леонардо да Винчи (1495-1498)
Когда в 1980-х годах Энди Уорхол показывал свою работу по мотивам леонардовской "Тайной вечери" в Милане, на его выставку выстраивались очереди длиннее, чем на то, чтобы посмотреть настоящую фреску в соседнем районе города. Впрочем, это лишь потому, что китайский и японский туризм не был в ту эпоху настолько развит, сегодня бы наши азиатские друзья не допустили бы такого статистического оскорбления великго Леонардо.
ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ, худ. Ян Вермеер (ок. 1665)
Когда в 2003 году начались съемки одноименного фильма, его создатели столкнулись было с гигантской проблемой. Дело в том, что исполнительница главной роли -- Скарлетт Йоханнсон, послушалась рекомендаций своих врачей и согласилась наконец вырезать аденоиды и научиться дышать через нос. Потребовалось личное вмешательство Вайнштейна, чтобы уговорить ее не портить свое сходство с картиной Вермеера.
КРИК, худ. Э. Мунк (1893)
У Мунка на самом деле 3 картины под названием "Крик". А может, 4. Это смотря как считать, некоторые придираются и одну не засчитывают. А еще у них странная какая-то карма -- "Крики" Мунка любят путешествовать. В 1994 году одну украли из музея Осло, потусили с ней несколько месяцев, а потом вернули на место. А в 2004 году другую украли из музея в Осло (другого музея), потусили с ней на сей раз уже два года и вернули на место.
МЫСЛИТЕЛЬ, ск. О. Роден (1880-1904)
Знаменитая скульптура Родена изначально предназначалась для того, чтобы быть частью его многофигурных "Врат ада", иконографическая программа которых была составлена на библейский и дантовский сюжет. Первоначальным заказчиком этих врат была парижская мэрия, но смущенная обилием наготы она отказалась спонсировать дальнейшую работу скульптора. Потом покровители Родена нашли через Юрьевскую выход на российского императора Александра II, который очень заинтересовался и даже перечислил 1,5 тыс. рублей золотом. Но проклятая бомба Софьи Перовской прервала жизнь мецената... В итоге врата остались невоплощенными, "Мыслитель" остался в одиночке -- и от этого ничего не потерял, а наоборот, выиграл.
ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ, худ. В. ван Гог (1889)
Любопытно, что картина ван Гога, которая входит в пятерку самых популярных арт-постеров за всю историю продажи арт-постеров, также пользуется большим успехом у преподавателей психиатрии, в том разделе, который показывает разницу между
творчеством психически больных художников и творчеством психически больных.
ПОЛУНОЧНИКИ, худ. Э. Хоппер (1942)
В 1982 году МакДональдс попытался приобрести у Художественного института Чикаго, где хранится эта картина, права на ее воспроизведения. Маркетинговый отдел знаменитой сети хотел воспроизводить полотно, поместив внутрь кафе фигуру своего фирменного клоуна. Дирекция института, вдохновленная предложенной суммой, подумывала было об этой сделке, однако поднялся локальный скандал в прессе, и в итоге предложение было отвергнуто.