Раннехристианские жития святых и средневековые легенды -- это неисчерпаемый источник кровожадных сюжетов. Вот одна история из жизни Святого Николая, которой посвящено достаточное количество любопытных произведений искусства.
Эта легенда рассказывает, почему святой Николай считается покровителем детей, а также студентов-семинаристов.
Как-то святой Николай, следуя в Никею во время большого голода, остановился в гостинице. Его заинтересовало, откуда это у трактирщика такое отличное мясо, и в таких количествах -- ведь в стране голод. И по одной из версий он застукал трактирщика за разделыванием человечины, по другой -- чудесным образом понял, в чем подвох. Николай заставил отвести себя к бочке, где хранилось мясо.
Выяснилось, что все началось с того, что несколько студентов-богословов остановились на ночь в неправильной гостинице. (В поздних перессказах легенды студенты
превращаются в малолетних детей. Это, конечно, более страшно, но тогда по логике сюжета не понятно, куда делись их родители, неужели мальчики решили пойти в гостиницу без них?)
Трактирщик и его жена перерезали им горло, и засолили мясо в бочке.
(другие иллюстрации этой книги
здесь)
По одной из версий легенды, мясо пролежало так целых семь лет, по другой -- Николай прибыл в гостиницу уже на следующее утро. В общем, детали неизвестны, главное, что Николай чудесным образом воскресил трех невинно убиенных и засоленных.
Джентиле да Фабриано, ок. 1425. Изображения этой легенды обычно сосредоточены на чудесном моменте воскрешения трех юношей или детей, которые изображаются голыми в бочках (или в одной бочке, если они маленькие)
Ни о каком наказании, постигшем трактирщика, не сообщается. Будем надеяться, что воскресшие с ним разобрались по-свойски, явно ведь -- налаженный бизнес у человека, надо принимать превентивные меры.
Аньоло Гадди, ок. 1385.
Герард Давид, 1500-1510
Часослов Анны Бретонской, 15 век. Удаляющийся трактирщик виден на заднем плане
Легенда о воскрешении трех детей стала очень популярной в 13 веке, потому что про нее была написана пиеса. Небольшое сочинение на латыни. Оно сохранилось в рукописи 13 века в Орлеане, происходящей из Флери, где пьеса игралась учениками. (
ссылка)
Часослов де Грей, ок. 1390
***
Рассказываю, откуда эта история взялась: очень любопытная мутация сюжета, впрочем, типичная для "темного" средневековья. Изначально в житии св. Николая (сначала в
Praxis de Stratilatis, потом вроде и в "Золотой легенде") была история про то, как Николай спасает от казни трех несправедливо осужденных римских офицеров (это длинная легенда со множеством подробностей и повторов).
Илья Репин - Николай Мирликийский спасает от казни трех невинно осужденных, ок. 1890
Этот сюжет встречался в средневековом восточнохристианском искусстве, причем солдаты иногда изображались заключенными в башню. А святой, согласно иератической системе, изображался гораздо выше их ростом (потому что он главнее).
Когда эти изображения попали с Востока на Запад, средневековое воображение не разобралось, что именно тут нарисовано, и придумало им новую историю. Взрослые римляне (уменьшенные в размерах) в новой мутации легенды превратились в детей, а каменная башня -- в бочку.
Остальные подробности высосали из пальца, из сказок-страшилок.
Худ. Elisabeth Ivanovsky Имя автора утеряно, а вот замах тесака хорошо получился.
***