Балет в костюме роботов

Sep 25, 2017 09:55

Давайте взглянем на самые безумные костюмы танцоров эпохи авангарда.



Давеча мы тут обсуждали эскизы Натальи Гончаровой для балета 1915 года,
и уважаемый комментатор написал:
"Я не настолько знаком с кухней производства театрального костюма, но мне кажется, что данные наброски слишком сыры и малопригодны для пошива костюмов по ним: неясны ни материалы, ни фактуры, все очень стилизовано и обобщенно. Это, скорее, первые стадии творческого поиска, нежели законченная работа".

Нет, оно не так. Это не первая стадия, а скорее, предпоследняя.
Дело в том, что искусство эпохи авангарда было действительно крышесносно. И это касалось не только живописи, но и театра. И если мы видим на эскизе театрального костюма нечто невообразимое, есть   шанс, что почти таким же невообразимым оно оказывалось и в реальности, на сцене.

Изучим.



Самый известный в этом смысле театральный спектакль -- это футуристическая опера "Победа над Солнцем" 1913 года (кстати, на два года раньше рисунков Гончаровой к "Литургии").

Это было нечто, достаточно сказать, что знаменитый "Черный квадрат" Малевича появился на свет именно как часть декораций. Музыка была безумная, слова были безумные -- Хлебникова.

"В музыке щедро использовались диссонансные аккорды, извлекаемые из расстроенного рояля; звуковую заумную какофонию усиливал хор студентов, поющий невпопад, где намеренно, а где случайно. Спектакли, предназначенные взорвать пошлость общественного вкуса, нацелены были прежде всего на вселенский скандал - и публика незамедлительно откликнулась на художническую провокацию".

Первые строки либретто:

Созерцавель поведет вас,
Созерцебен есть вождебен,
Сборище мрачных вождей
От мучав и ужасавлей до веселян и нездешних смеяв и веселогов пройдут перед внимательными видухами и созерцалями и глядарями: мина вы, бывавы, певавы, бытавы, идуньи, зовавы, величавы, судьбоспоры и малюты (и так далее).

Градус безумия понятен?

Костюмы были под стать.
Вот их эскизы работы Малевича.









Как это выглядело на сцене, можно представить с легкостью - в Москве в Театре Стаса Намина идет реконструированный совместно с Русским музеем к юбилею Малевича спектакль:

Вот фотографии:











Нарезка в 10 минут постановки Намина

image Click to view



Это две записи полные, около часа, одна Намина, другая Дитера Каумана

Намин

image Click to view


Кауфманн

image Click to view



В октябре у них будет спектакль следующий, но я рекомендую туда пойти только тем, кто реально в теме. Но даже им это будет не сильно легко вынести, настолько это отличается от того, что мы привыкли, диссонансов многовато. (Реконструкция, на мой взгляд, не идеальная, особенно в выборе музыки взамен утраченной, и того, что во второй части устроили; с теми, кто видел -- с удовольствием пообсуждаю нюансы).

"Ну мало ли, что они там нареконструируют!", скажет кто-нибудь.
Окей, вот вам фото оригинальной постановки.



Вот такие пироги.

Здесь уместно привести цитату из "Двенадцати стульев" про постановку, так шокировавшую Воробьянинова, но мне лень.
Ну ладно, так уж и быть.

"... Сцена сватовства вызвала наибольший интерес зрительного зала. В ту минуту, когда на протянутой через весь зал проволоке начала спускаться Агафья Тихоновна, страшный оркестр Х. Иванова произвел такой шум, что от него одного Агафья Тихоновна должна была бы упасть на публику. Но Агафья держалась на сцене прекрасно. Она была в трико телесного цвета и в мужском котелке. Балансируя зеленым зонтиком с надписью: "Я хочу Подколесина", она переступала по проволоке, и снизу всем были видны ее грязные пятки. С проволоки она спрыгнула прямо на стул. Одновременно с этим все негры, Подколесин, Кочкарев в балетных пачках и сваха в костюме вагоновожатого сделали обратное сальто. Затем все отдыхали пять минут, для сокрытия чего был снова погашен свет.

Женихи были очень смешны -- в особенности Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковороде. На моряке была мачта с парусом.

Напрасно купец Стариков кричал, что его душат патент и уравнительные. Он не понравился Агафье Тихоновне. Она вышла замуж за Степана. Оба принялись уписывать яичницу, которую подал им обратившийся в лакея Подколесин. Кочкарев с Феклой спели куплеты про Чемберлена и про алименты, которые британский министр взимает у Германии. На кружках Эсмарха сыграли отходную. И занавес, навевая прохладу, захлопнулся".

То есть вы понимаете, что описанное Ильфом и Петровым -- это жалкое попса и эпигонство, и на самом деле все было намного круче?

А вот кстати и саундтрек нашелся хороший. Картинки в видео никакого нет, просто нажимайте на плей и слушайте эту удивительную музыку.

Шедевры авангарда. "Сталелитейный завод (Завод. Музыка машин)" из балета "Сталь".
Композитор Александр Мосолов. 1928

image Click to view


Не выключайте. Продолжайте читать под эти звуки.
И учитвайте, что 1928 год -- это уже на самом деле закат футуризма, он забронзовел и скоро те, кто выживет, станут служителями сталинского ампира. То есть у Мосолова музыка уже достаточно упрощенная, приспособленная для человека; раньше было диссонансней.

***
Наши футуристы были не единственными.

Германия тоже была на передовой.

Triadisches Ballett (Триадный балет) - произведение Оскара Шлеммера, члена Баухауса.

Эскизы костюмов, ок. 1924-1926



Премьера состоялась в Штутгарте 30 сентября 1922 года на музыку Пауля Хиндемита.

Фотографии, соответственно:




















Реконструкция.



Видео реконструкции. Очень красивое, завораживающее, глючное действо

image Click to view


image Click to view



***
Франция

Ballet Mécanique (1923-24) -- дадаистско-посткубистская вещь.

Художник -- великий Фернан Леже.



Это был сразу фильм, и он сохранился:

image Click to view



Конкретно живых танцовщиков в кадре не сильно много, если честно вообще ноль, в основном это крупные планы вентиляторов, тарелок и прочих странных предметов. Cочетание с музыкой однако убийственное.
Но Леже это я так, для разминки тут ставлю, чтобы саундтрек какой-то был.

А вот еще балетная фотография. Ничего не напоминает?



Dance Study
Adolf de Meyer
ca. 1912
Metropolitan Museum

***
Итак, всего спустя два года после задумки описанной мною "Литургии", тот же самый Дягилев с тем же самым Леонидом Мясиным для своих "Русских сезонов" поставили "Парад". Это был 1917 год, и художником спектакля был Пикассо.
Уже страшно?

Продолжаем.

Рисунок костюма Пикассо



Фото 1917 года и сохранившийся костюм из фондов музея



еще фото



Подлинные костюмы в экспозиции




Современная реконструкция


Вот статья про реконструкции всякие этих балетов, англ. яз.


Реконструкция, видео

image Click to view



Кусочек из сатирически-биографического фильма про Пикассо, там сцена с показом этого балета в цивильном театре, с приличной публикой, и ее реакция.

image Click to view



***

То есть, когда о балете "Литургия" Мясина-Дягилева пишут, что костюмы Гончаровой планировались быть тяжелыми и негнущимися, то есть вероятность, что они РЕАЛЬНО планировали быть практически такими же, как на этих ее эскизах.

Попытайтесь представить это в танце. Да еще в спектакле на религиозную тему.





Также у меня интересно:

опера, avant-garde, футуристы, балет

Previous post Next post
Up