Раз уж
вчера я начала про недовольных клиентов Серова, вот цитаты из его писем о заказчиках.
Подобно многим сегодняшним художникам (а также дизайнерам, редакторам, верстальщикам - в общем, людям творческих профессий), Серов иногда испытывал истинные муки при создании заказанной работы и надолго затягивал ее сдачу. «Каждый портрет для меня - целая болезнь», - писал он невесте.
Иногда художник с сердцем высказывался и о заказчиках, и о получившихся портретах.
«Не знаешь ли, портрет Николая II отправлен в министерство и протер ли Л. Бакст ему глаза (т. е. не глаза, а вообще что пожухло)? Хотелось бы мне что-нибудь по этому поводу спросить у Опритца, что ли, что, мол, как вообще деньги мне за него заплатят или как?»
О портрете знаменитого певца Мазини, который клиент передумал покупать: «Решено его продать какой-нибудь богатой психопатке, одержимой Мазинием».
О матери С.М. Драгомировой, портрет которой он писал: «Мать ее заядлая полька, безобразная рожа, кривлячка, но талантливая музыкантша». (Сорри, это из письма Репина Серову про Любовицкую).
О Елизавете фон Мекк: «Оказывается, что барыня сия весьма шальная и мелких долгов не платит. Хорошо, пожалуй, что портрет на даровщинку ей не написал».
(Портрет Елизаветы я не нашла, это В.В. фон Мекк, ее сын)
О портрете графа Юсупова: «Вчера начал князя по его желанию на коне (отличный араб бывшего султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого, - вполне понимаю. Тоже неплохо, кажется».
О портрете пастора Дальтона: «С одной заказной работой, вероятно, слыхал, пастора портрет покончил. Этого оказалось достаточным на наше житье здесь, но нужны будут деньги и потом».
***
А вот еще моя любимая цитата из Серова.
Валентин СЕРОВ - НЕИЗВЕСТНОМУ <Лето 1907 г. >
М<илостивый> г<осударь>!
При всей патриархальности здешних нравов я все же не могу не сообщить вам, что избранное Вами перед самой дачей место для купанья (без всякого костюма) несколько смущает обитательниц моей дачи. Готовый к услугам В. Серов