Как известно, дочь индейского вождя красавица Покахонтас спасла англичанина, капитана Джона Смита. Однако портрет с изображением Смита скрывал совсем другую тайну. Какое отношение он имел к русскому послу царя Федора II Алексеевича?
Для начала -- вот так выглядел капитан Джон Смит.
Портрет 1614 года что ни на есть достоверный -- фрагмент созданной им карты Новой Англии.
Наша же история началась с того, что в 1923 году генеральная ассамблея штата Вирджиния (США) приняла в дар "Портрет Джона Смита" -- своего, как они считают, основателя.
Картина возрастом в 300 лет была преподнесена штату группой влиятельных уроженцев.
Она была ранее куплена в том же году за 1 тыс. долл. в лондонской фирме BF Stevens and Brown, известных экспертов в раннем американском искусстве.
Портрет повесили в офисе губернатора.
Так прошло 15 лет. Но тут американский посол в Аргентине Alexander W. Weddell решил заняться науками и искусствами и начал писать книгу о вирджинских портретах - A Memorial Volume of Virginia Historical Portraiture, 1585-1830 .
Его смутил явный "восточный" наряд "капитана Смита". Продавцы тогда объяснили вирджинцам, что капитан Джон Смит ведь, как известно, бежал из турецкого плена? Ну вот, он как раз в том самом костюме и изображен, в котором замаскированный скрылся.
Но посол-искусствовед предположил, что это портрет полубезумного
Эдварда Вортли Монтегю, путешественника и писателя, который расхаживал по Лондону в восточном наряде.
Уильям Петерс. Портрет Э.Вортли Монтегю, 1775
Исследователь решил поболтать на эту тему с директором лондонской Национальной портретной галереи (хорошо быть послом).
Я надеюсь, директор был Очень Вежливым Кроликом, и не долго ржал над наивными американцами с их портретом "мужа Покахонтас".
Дело в том, что в лондонской галерее находилась гравюра, с которой некий художник (возможно, Гаспар Шмидт) и сделал копию "раскраску" - картину маслом, всученную американцам.
И про эту гравюру было отлично известно (см. надпись внизу), что на портрете изображен московитский посол Петр Потемкин в 1682 году.
Самое смешное, что продавцы 15 лет назад клялись, что эта самая Национальная портретная галерея подтвердила им, что на картине Джон Смит.
Кстати, эта гравюра, в свою очередь, тоже являлась копией.
Гравер Роберт Уайт взял чужой портрет маслом и приделал ему креативную рамочку со львами, херувимами (это не обезьяны вверху!) и шкурками мертвых животных.
Автор картины маслом 1682 года - немец Годфрид Кнеллер (англ. Годфри Неллер), придворный художник Карла II Стюарта.
Картина сейчас находится в Эрмитаже.
Туда она попала из коллекции фаворита Григория Потемкина, который наверняка гордился единственным своим предком (вроде не прямым), который был известен в истории России.
В московском Историческом музее есть копия работы анонима 19 века (тяжело людям приходилось без ксерокса!)
Портрет после такого скандала быстро разжаловали из создателей американской государственности в русские послы.
И сняли со стены кабинета губернатора.
Действительно, нечего в 1939 году русским там делать!
В итоге картину сослали в Muscarelle Museum of Art at the College of William and Mary.
источник (англ. яз) Сей Потемкин, между прочим, был великий дипломат своего времени, а вдобавок еще и воевода. Люблин вон у поляков завоевал.
Лавров и Шойгу в одном лице.
Помимо придворного художника английского короля он поверг в эстетический шок его коллегу при испанском дворе, куда успел заглянуть в те же годы.
Хуан Карреньо де Миранда (преемник на этой должности Веласкеса) написал Потемкина не в желтом, а в красном.
Картина считается одним из лучших испанских портретов этого периода.
вот здесь дипзум на сайте Прадо Таковы приключения и мутации старинных портретов.