Было у вас такое, что какой-нибудь человек «выезжал» на жалости, практически сев вам на шею? Речь, конечно, не о престарелых родителях, грудных детях и тех людях, которых в различных документах надо вписывать в графу «иждивенец». Я о таких «жертвах» по жизни. Причём «спасать» их, на мой взгляд, бесполезно. Ведь человек намеренно, своими поступками, своей жизнью показывает «вот, как мне плохо». А начнёшь помогать, это будет ещё и «вот, вам тут хорошо, а мне так плохо».
Приведу пример. Мой приятель, классный управленец, прошедший огонь, воду, медные трубы и еxecutive MBA, не добился бы ничего, даже близко похожего на успех, если бы не разбирался в людях. Он не получил хорошую должность по наследству: была тяжелая ситуации в жизни, а ему дали шанс возглавить направление - и он им воспользовался. Вникал во все процессы, приезжал на работу раньше всех, уезжал попозже. Четыре часа времени каждый день на дорогу, плюс курсы по профессии в нерабочее время за свой счет, но человеку дали шанс - он им воспользовался и победил.
Сейчас его отдел продаж - это полноценный «боевой отряд»: сотня человек, которые готовы за своим шефом хоть на бал, хоть на корабль. Кандидатов отбирает лично. Его сотрудников можно брать даже без резюме - работа у него - уже рекомендация (если, конечно, уволены по согласию сторон и без конфликтов).
Пришла к нему на собеседование женщина, - сейчас уже не важно, кто-то из знакомых помог ей, или просочилась сквозь сито отдела кадров, - и рассказала, почему ей так нужна работа. Бытовуха - брак развалился, развод со скандалами, выяснением отношений, судом и дележом имущества. Ребёнка «поделить» не удалось, бывший муж подал в суд, требует отдать ребёнка - он зарабатывает, имущество - его, квартира - его. Чтобы бороться за ребёнка, надо срочно работу и жилье.
Ближе к делу. Перед тобой человек, и ты видишь, что ситуация у него - реальное «дно». Ниже некуда, или ложись помирай, или барахтайся. И с мотивацией прорваться наверх все в порядке. Это тебе не ответы вчерашних студентов, которые прошли уже в десятке контор собеседования, заучив ответы на потенциальные вопросы, чтобы понравиться эйчару.
Представьте, какая мотивация должна быть у человека, который хочет вернуть ребёнка? Тем более у женщины? У матери?
Да такой человек будет рыть землю, он должен взорвать уровень продаж. Понимая всё это и предвкушая рост прибыли, нанимает мой приятель эту женщину в свой отдел продаж, даёт ей задание, вводит в курс дела и ждёт «вестей с фронта».
Но прошло некоторое время, а отчёты о продажах кривую вверх не загибают, по её участку - ничего! То есть, ноль. Приятель, не поленившись, прозвонил некоторых её клиентов, с которыми еще сам когда то начинал работать, и которых хорошо знал.
И что же он услышал? Примерно один и тот же ответ - да, мол, звонила такая-то. Она что-то предлагала? Да, вроде бы предлагала, но в стиле "купите хоть что-нибудь, мне семью кормить".
Вообще, конечно, это типичная психология жертвы. Такой человек-пиявка. Нравится ему ползать на брюхе и присасываться к доступному куску тела. Ты ему хоть 10 крыльев прилепи - он не полетит. Поэтому мне смешно читать все эти пространные рассуждения про системы мотивации, которые якобы волшебным образом повышают производительность работников. Между задницей и диваном доллар не пролетит: если сотрудник это сам не понимает, и его нужно заставлять какими-то ухищрениями пятую точку оторвать и пошевелиться, чтоб деньги заработать - зачем такой сотрудник?
Сейчас действительно во многих отраслях экономики кризис. Не карикатурный, не шуточный, а настоящие бизнес-проблемы, когда вчера даже среди сотрудников шли разговоры о росте, а сегодня только одна тема - выживание. А в выживании побеждает сильнейший! Будь ты хоть обычный курьер, хоть настоящий топ-воротила. Не надо заигрываний с подчинёнными - они, в конце концов, не женщина, которую ты вздумал соблазнить.
Самая простая система стимулирования - метод кнута и пряника. Сделал хорошо - получил пряник. Не сделал - тоже получил, причём так, что запомнишь надолго. И не нужно никаких личных унижений: в моей практике такого нет вообще никогда. То есть, я не скажу человеку, что он - бездарь. Просто покажу все преимущества работы в моей компании, в моей команде, среди сильных ребят, в атмосфере сильных проектов. Да, просели в деньгах, но ты вот тут покажи себя, а когда выстоим, все получат достойные компенсации. А коль не можешь "воевать", уходи. И уходи с осознанием, что ты - предатель. Самого себя, своей семьи, команды, с которой тебе доверили работать.
Кто-то ноет, мол, вот в СССР распределение было, железно работу давали. Распределение было, но заигрывание с трудящимися не поощрялись, какой бы сложной не была ситуация у человека. Вот тебе станок, оклад, премия и субботник вместо тимбилдинга. И доска почёта передовиков производства и отличников труда. Сладкий пряник - сверхцель в виде «светлого будущего» с одной стороны и с другой - статья уголовного кодекса за «тунеядство» - чем не «кнут»?
Нытики убивают коллектив, передавая свое нытье воздушно-капельным путем! Нытикам нет места в эффективной команде в докризисное время, а в кризисное - тем более. Да, отсутствие нытья в резюме, как желательная черта, не указывается, но подразумевается. Где-то вычитал, что клоун Вячеслав Полунин сказал так: «Собирай рядом только тех, кого хочешь обнять С теми, кого не хочешь обнять, ничего не получится.» Отлично сказано, уже не раз убеждался - правило работает.
Мне нравится, как человек вообще способен реагировать в критической ситуации. Приходит на собеседование девушка или пишет в скайпе, не важно. Даже не мне, в соответствующий отдел. Ей дают задание, с которым нужно справиться за 3 часа. В это поверить сложно, но начиная с первой реакции можно понять, будет человек у тебя работать или нет. Процентов 20% сразу говорят, что они же новички, это так мало времени, может хотя бы до завтра? Это нытики профессиональные - сразу в топку: мало того, что ноют, так еще не верят в себя.
Еще 30% берется за выполнение буквально без уточнения задачи, взяли и пошли. Естественно, что-то недопоняли, что-то пропустили, а когда им говоришь, что задача провалена, начинают плакать: "Вот было бы больше времени, мы бы додумались" и т.д. Это нытики перспективные. 50% задачу уточняет, из них где-то половина сделает задание, а вторая сделает его неправильно. Но чем хороши эти ребята? Они честно прошли испытание. Те, что выполнили, молодцы, их шансы на трудоустройство выросли. Те, что не выполнили, просто оказались порядочными людьми и честно себя проверили, не тратя больше ни своего, ни нашего времени. Нам не подошли, кому-то подойдут, дело такое.
Не поддавайтесь нытью! И не испытывайте чувства жалости по отношению к себе. Поверьте, это сделает вас только слабее. Кризис закончится, сложные времена пройдут, но закалка, полученная в этот непростой час, обязательно улучшит вашу жизнь и сегодня, и завтра.
Как у вас? Часто включаете режим "жаль себя-любимого"? Давите на жалость в любой непонятной ситуации?