«Но больше всего в этом пейзаже поражали его величавая пустынность и сладостное спокойствие. Всюду, куда не кинешь взор, только зеркальная поверхность воды да безмятежное небо в рамке густых лесов. Пышный и плотный покров леса тщательно скрывал от взоров землю. Нигде ни единой прогалины. Повсюду, от берегов до закругленных горных вершин, сплошной зеленой пеленой тянулись леса. Но растительность, казалось, не хотела довольствоваться даже столь полной победой: деревья свисали над самым озером, вытягиваясь по направлению к свету. Вдоль восточного берега можно было целые мили плыть под ветвями темных рембрандтовских хемлоков, трепетных осин и меланхолических сосен.» (с)
Цитата принадлежит певцу индейской романтики Фенимору Куперу.
Триста лет назад у западной оконечности озера Мичиган на берегах реки, заросших диким луком с широкими, как у ландыша, листьями и чесночным запахом, shikaakwa, как называли его аборигены, или сhécagou, как назвали его французские колонисты, первыми прибывшие в эти места, возникло поселение - форт, со временем сменившее в названии французкий прононс на английский, и которое теперь нам всем прекрасно известно - Чикаго.
Все это вот к чему - так на языке индейцев-алгонкинов называется Лук канадский, рамп, ramp, wild leek (Allium canadense L.). И вот так он выглядит на исторической родине (фото
snorkelstein):
http://snorkelstein.livejournal.com/48109.html?view=469997#t469997 Ну а у нас разновидность похожего Лука медвежьего (Allium ursinum L) с характерным чесночным запахом называют черемшой.
Все они жители тенистых широколиственных дубовых, грабовых, буковых лесов, которыми некогда были покрыты огромные пространства от Скандинавии до Кавказа в Европе и весь север Американского континента.
Реликтовых лесов в у нас почти не осталось, и медведи не только не ходят по улицам, но живут поди только в заповедниках, да и лук медвежий превосходно себя чувствует и растет лишь там, где его взяли под охрану, в оставшихся лесных массивах, по берегам лесных речек и ручьев, в заболоченных березняках и ольшаниках, образуя иногда целые поляны.
Если Лук медвежий, так сказать, скорее «европеец», то Лук победный, колба, скорее «азиат».
Встречается в разреженной тайге, по кедровникам, на лесных опушках, подбираясь к самым альпийским лугам в Саянах и на Алтае он на восток от Урала вплоть до Кореи. По-сибирски мощный, этот лук крупнее европейской черемши, что понятно - условия-то у него для выживания более суровые.
Хоть и дикие это луки, но все они любят богатые почвы и влагу. Поэтому не только исчезновение лесов, но и истощение почв, заставляет черемшу встречается все рее и реже. Но теперь ее можно встретить в садах. Особенно благодарно она будет расти в тени под грушами-яблонями. Знаю об этом даже не будучи садоводом, т.к. регулярно каждую весну, если выдается время, собираем черемшу в деревне у соседей. :)
Черемша - одно из немногих растений, которое позволит поговорить о «нежном запахе чеснока». В листьях и луковицах всех видов черемши содержатся эфирное масло, которое по своему составу сходно с эфирным маслом чеснока, но не имеет его острого привкуса и быстро разрушается - и от нагревания, и при сушке, и даже когда растение стареет. Так что сезон черемши, уже, похоже, наступающий, длится совсем не долго - до появления цветочных стрелок. Затем листья теряют чесночный запах, грубеют и становятся малосъедобными. Но тут наступает время молодого чеснока, а чуть позже, в июне - чесночных стрелок, которые тоже почему-то называют черемшой.
Первые пучки черемши, с еще нераскрывшимися полностью листьями, важно и нужно есть прямо здесь и сейчас. Неумолимо накатывающей на нас весной листья черемши добавляют в любые салаты, зеленые щи и супы, в пироги с луковой начинкой. Нежные листья можно нафаршировать сырной, творожной или селедочной пастой. Хуммусом, наконец. Легкий чесночный вкус свежих листьев оттенит практически любой наполнитель.
Из измельченной зелени черемши можно приготовить нечто вроде песто и подать как приправу к мясу, рыбе и овощам. Стебли с еще скрученными листьями можно добавить вместо джусая в любые восточные блюда - хоть пожарить с другими овощами и добавить в лапшу, хоть заправить суп и бульон. Или использовать как компонент салата, хотя бы и с соевыми проростками.