Сага о Donnerrebe / Громовой траве

Aug 23, 2007 13:11




«Где скалы грозные
С волнами часто спорят,
И ветры корабли
Несут на скалы,
Там Один всходит
Справедливый и великий,
В чертог Вальгаллы.

Два сына Одина
Отцу подмогой служат.
И первый среди них
Защитник Асгарада
Тор могучий.» -
Так пели скальды на ладьях норманнов, подплывая к новым землям и огибая побережья. В поисках удобной бухты переселенцы бросали в воду столб с вырезанным на нем изображением бога Тора - небесного покровителя и защитника - столб, который раньше стоял у почетного места в родовом капище. Там, где столб прибивало к берегу, переселенцы занимали землю, обходя ее со священным огнем.

«Пять сотен палат
и сорок еще
Бильскирнир вмещает;
из всех чертогов
владеет сын Одина
самым просторным.
Рыжебородый сын Одина и Земли, неистовый в битве Тор - повелитель и владетель молота Мьёлльнир, железных перчаток и Пояса Силы. Молотом борется он с великанами и горными трольдами, и великаны дрожат перед ним - и не диво - многих он истребил.
Лишь только опояшется Тор поясом, вдвое прибывает божественной силы и борется Тор с Мировым Змеем, живущим в Океане, и выходящим на берег в последние времена. Третье сокровище Тора-воителя - это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот!» - Так говорил Заратустра.

«Молодой и горячий Тор был женат на золотоволосой богине Сив, покровительнице плодородия и земледелия. Только она, зная потаенную траву и зелья, умела утишить горячий нрав мужа и усмирить его буйную ярость. И пучки травы той, повешенные в доме, отведут от дома гром и молнию - гнев Тора, и сделает она пиво не таким ударяющим в голову.» - так шептали знахари, передавая из уст в уста древние знания.



Так это или иначе, теперь уже трудно сказать, но судя по количеству народных названий, Будра плющевидная (Glechoma hederacea L.) очень старая и очень почитаемая древними германскими племенами пряная трава.

Без путаницы не обошлось и здесь. Г-н Карл Линней почему-то решил назвать ее Glechoma, скорее всего, имея в виду ее сходство с мятой-блошницей, glechon по-гречески. Второе научное имя она получила совершенно заслуженно - ползучие, как у плюща, стебли, очень легко укореняются, отвоевывая пространство. Но если бы не муравьи, которые разнесли семена будры на лапках по всей Евразии, вряд ли бы она распространилась так широко.

Столь древнее происхождение и популярность будры в средние века как травы-оберега и объясняют множество народных названий. Практически во всех языках и обыгрывается сходство с плющом, стелящимся по земле, ground ivy, le lierre terrestre. Другие названия возникли из-за «чудесных свойств» - Donnerrebe, Egelkraut, Kollermann, Totenkraut. Третьи отражают древнюю саксонскую традицию производства эля Alehoof, Tunhoof - до введения хмеля в пивоварение в качестве очищающей и предохраняющей от порчи добавки использовали много различных пряных и горьких трав, в том числе и будру.

Еще два устаревших на сегодня названия - Nepeta Glechoma и Nepeta hederacea связывают будру с котовником, кошачьей мятой, про которую я совсем недавно упоминала. Но вряд ли она имеет основания так называться - по крайней мере, моя кошка никак на свежие листья будры не реагировала. Тогда как настоящая кошачья мята привела ее просто в прострацию.:)

Пряные и целебные свойства будры известны с древности, но в настоящее время довольно прочно у нас забыты.
Из всех мятных родственников, будра зацветает раньше других - уже в мае, но затем дает ползучие побеги с не менее ароматными листьями, которые зеленеют и теплой европейской зимой, делая будру вечнозеленым пряным растеньицем. Собирать весьма декоративные листья можно с ранней весны до осени - практически все лето будра дает свежую поросль. Как и у других мят, наиболее ароматны листья перед цветением, а во время и после цветения в листьях накапливается горечь.

Ну вот, добрались, наконец, и до вкуса-запаха и гастрономических интересов.
Теплый, очень пряный, напоминающий мяту, аромат появляется, если растереть листочки в руках, так что подойдет она ко всем блюдам, где требуется мята. А довольно сильный жгучий перечный вкус скорее напомнит майоран или душицу. Так что свежие листья в салатах или холодных супах вполне заменят перец.

Неплох оказался и тушеный в зелени и вине кролик с будрой, полевой мятой (это она, кстати, на фото в само углу) и эстрагоном. Жгучесть при тепловой обработке, конечно, пропадает, а ароматы остаются.

Как и все мяты, наилучшим образом проявит себя будра в чаях и вообще напитках. А воспоминанием о старинном применении будры станет квас. Пучок нарезанных листьев можно добавить в теплую воду вместе с дрожжами и сахаром в начале приготовления.

Благодаря своему сложному аромату и вкусу будра хорошо сочетается со своими компаньонами, как с нежными - мятой, мелиссой, так и с брутальными - тимьяном и душицей.

В сушке будра ведет себя очень хорошо, практически полностью сохраняя аромат. Правда рекомендуют все-таки сохранять ее либо в масле, в этом случает можно приготовить из нее нечто вроде песто, либо приготовить спиртовую настойку-экстракт.

Так что встретите полянку, заросшую будрой - не проходите мимо!

губоцветные, будра, мята и не очень мята

Previous post Next post
Up