Кладбище: знакомство-приключение

Aug 20, 2014 14:28







ПРОГУЛКА ПО КЛАДБИЩУ вчера, 19.08.2014, не закончилась без приключений. Как уже упоминалось ниже, мы с А. хотели попасть к немецким романтикам, которые похоронены рядом друг с другом. Но я давно там не была и только приблизительно помнила, где находится их уголок. На кладбище не было никого, кроме нас, оно огромное, мы блуждали в поисках живой души и наконец заметили женщину в красной куртке, которая прихорашивала могилку: поливала цветы, протирала надгробие, убирала листья и ветки. Даже при беглом взгляде я поняла: она точно знает, где тут наши романтики. Не спрашивайте, почему. Просто было ясно - эта знает. Я подошла к ней. Она показала на надгробие рядом с той могилой, за которой ухаживала: "Да вот же они!" Это был Э.Т.А. Гоффман. Ясно: женщина как-то причастна к символическому телу немецкой культуры, великое прошлое которой погребено на Иерусалимском кладбище и особенно плотно сконцентрировано именно тут, рядом с Гоффманом.
Она тоже явно испытывала подобный же интерес к нам. Ещё бы - рядом со мной был внешне яркий, декоративный, декадентско загадочный и гендерно амбивалентный А., высокий и хрупкий, как вязальная спица, с византийским ликом и романтическими кудрями, развеваемыми кладбищенским ветром. Она сразу спросила, не художники ли мы, не писатели? Мы в ответ что-то уклончиво промычали - типа "Да-да, нет-нет, да как-то так, вроде бы...", познакомились, разговорились, и в итоге получили приглашение на выставку экстравагантной художницы Наташи Унгехойер - так зовут нашу знакомую. Русское имя Наташа у неё не от рождения, её почему-то стали так называть в Академии художеств однокашники и друзья, и она с восторгом приняла это дарёное имя вместо банального Роза, которое носила от рождения. Сейчас у меня на столе её альбом: каталог одной из прошлых выставок. Но и это ещё не всё. Когда Наташа лихорадочно рылась в своей сумке, из неё полетели в разные стороны бумажки, билетики, квитанции, проспекты, карты. И деньги. Мы собрали купюры и протянули ей. А она вдруг вытащила десятку и суёт её нам: "Это просто на память, я понимаю, что у вас есть деньги (Ага, как же!), но пусть будет память об этом дне, о нашем знакомстве, вы оба такие симпатичные, вы мне даже издали понравились, я думала - вот хорошо, если бы эти люди подошли ко мне! Мне так хотелось бы пригласить вас на чашку кофе, посидеть, поговорить.... " Ааааааааааааа!!! Я поотбивалась, подтвердила не моргнув глазом, что деньги у нас есть и перевела разговор на тему "А кто это у вас тут похоронен, рядом с Э.Т.А. Гоффманом?", - это дало взрывной старт новому витку общения. Художница и актриса Наташа Унгехойер (по-немецки Ungeheuer - чудовище!) была спутницей жизни известного поэта и писателя Йоханнеса Шенка (Johannes Schenk). Здесь она его похоронила, ей кажется, что это хорошее место, она была почти без памяти после его внезапной смерти и не понимала, что делает. Но этот выбор для могилы любимого человека она и сейчас считает правильным.
Вообще-то похоронить человека на хорошем кладбище, в могиле, а не в урне - это ОЧЕНЬ дорогое удовольствие. У меня несколько лет назад уже был разговор с другой вдовой, на другом кладбище, где я сама бы хотела оказаться после неизбежного конца: это небольшое, тенистое старинное кладбище недалеко от Свободного ун-та, рядом с музеем-усадьбой Domäne Dahlem, на нём похоронен Руди Дучке, множество знаменитых немецких учёных 19-го века и несколько участников антигитлеровского подполья в Третьем Рейхе. Женщина продала свою квартиру, чтобы приобрести на 20 лет место для своего покойного мужа. "А что же будет через 20 лет?", спросила я её. Она только вздохнула: "Мне было важно сделать это для него, а что будет потом, это уже не в моих силах..."
Когда мы попрощались с Natascha Ungeheuer, у неё уже был мой адрес и телефон, а у меня - приглашение на вернисаж её выставки, которая состоится 9 сентября в Willy-Brandt-Haus, в Берлине. О самой Наташе Википедия выбрасывает About 13,300 results (0.36 seconds). О ней и её муже сказано, что они были известными фигурами в эмансипационных молодёжных движениях 60/70-х гг., связанными со всей культурной элитой своего времени. Я даже нашла среди их круга общения человека, которого я тоже знала, живя в Москве за железным занавесом и который наделил именем Лариса героиню своего романа; он мне его подарил, и привёл меня, тогда 23-летнюю студентку, в гнев и в ярость своим неадекватным пониманием советско-совкового мира. Я прекратила с ним все отношения и больше мы никогда не встречались. Но вчерашний вторник на этом не закончился, впереди нас ждало ещё одно знакомство-приключение, совсем уж апофигенное...

Берлин, ГЕРМАНИЯ, ДРУЗЬЯ, ЖИВОПИСЬ, ИСКУССТВО

Previous post Next post
Up