Еще одно произведение, о котором я хочу рассказать в рамках хешмоба #главнаякнига, это роман Стивена Кинга "Дьюма Ки". С моей точки зрения, это один из двух лучших произведений в стиле Хоррор Стивена Кинга. Что бы лучше выразить насколько сильное произведение на меня произвел роман, отмечу лишь одно - я впервые прочитал его около двух лет назад и с тех пор перечитываю наверное уже пятый раз.
Вначале о сюжете. Первое прочтение книги, еще не знакомой - самое важное, поэтому расскажу сюжет кратко, что бы сильно не спойлерить. Жил был на свете Эдгар Фримантл - преуспевающий владелец строительной компании. В результате страшной аварии он лишился руки, чуть не лишился жизни, перенес развод. По совету психотерапевта он решает сменить обстановку и «случайно» оказывается на островке у побережье Флориды Дьюма-ки… На этом острове он постепенно восстанавливается телом и духом, находит друзей, а еще у него пробуждается талант к рисования. Он вновь пробуждается к жизни, и ставит себе новые цели и задачи ведь:
Жизнь-не только любовь и услада,
Я бросаюсь на поиски клада:
Ты в игре, если ставишь монету на кон -
Знаешь сам, так пошло от начала времен,
Все мы мечемся в поисках клада.
Оказывается на Дьюме происходит нечто странное - у покалеченных людей активно развиваются имеющиеся зачатки творческих способностей. Талант Эдгара все развивается, однако становится заметно что через его картины в мир проникает Зло. Со временем Эдгару вместе с друзьями удается узнать что это за древнее Зло и суметь противостоять ему, однако это противостояние обходится ему не дешево, ценой страшных испытаний и жестоких потерь. В конце романа мы увидим сильного и мудрого Эдгара еще более одиноким…. И вынужденным отказаться от своего таланта.
Книга состоит из трех частей, если в первых двух мы наблюдаем за восстановлением Эдгара, но одновременно ощущаем, как медленно нагнетается внутренний психологический ужас, наплывающий на читателя, то в третьей части темп резко ускоряется и ужас выплескивается в экшене противостояние древнему злу… но накал эмоций при этом снижается. Что написано лучше - трудно сказать, каждому свое. Книгу нельзя назвать чистым хоррором - она слишком глубока для этого. Многое в ней подкупает - вызывают душевный трепет описание переживаний людей получивших тяжелую травму, их внутренней борьбы за восстановление себя, своего Я; отдельного упоминания заслуживает описание творческого пути. Но главное в книге все де иное.
Главное - ЗЛО, взаимоотношение со злом его природа. Где живет ЗЛО? Зло у Кинга живет на Той Стороне. И тут я не могу не упомянуть второе мое любимое произведение Стивена Кинга - Кладбище Домашних Животных, о котором
написала marinaizminska. Все дело в том, что эти книги во многом созвучны.
Зло у Кинга не сама Смерть, но живет в стане Смерти. Нельзя сказать что бессильно само по себе, о оно не бессильно. Но для основных "злодейских деяний" ему нужны проводники. Орудия. Зло проникает в мир через хороших, добрых страдающих людей. В "Кладбище" через соседа Луиса и самого Луиса. В Дьюме через Эдгара и других людей. Зло может проникнуть через доброе и может проникнуть через великое и возвышенное. Зло проникает в мир через... нас. Порой по мелочам.... И эта одна из важных мыслей зародившаяся в "Кладбище" и властно звучащая в Дьюме.
Зло умно, коварвно и жестоко. И в этом его сила. Оно спекулирует на самом дорогом - на жизни и смерти наших близких в обоих романах, а также на обретение своего Я в Дьюме. И оно очерняет все к чему прикасается. И оно лживо. Его дары оказываются либо фальшивыми елочными игрушками, либо стоят непомерно дорого. Что толку в искусстве убивающем ближних? Что толку в воскресших близких животных и людях если они уже нечто иное либо злое ибо просто не то как в Кладбище или обращаются в демонических слуг как в Дьюме?
Но Зло порой слишком жестоко и в этом его слабость. Оно стремится сломать наш стержень и в кладбище ломает обезумевшего от горя Льюиса, но даже там его победа весьма относительна и по ходу книги оно собирает куда как меньшую жатву чем могло бы из-за чрезмерной жестокости, а в Дьюме так терпит поражение потому что его жестокость - отвратительна, ложность и иллюзорность посулов становится очевидной, и поэтому это рождает протест против зла, и если хватает внутренней силы и поддержки друзей то хватит силы его победить, отринуть его посулы и сломать силой своей воли силу его слуг.
И тут характерно отличие - Эдгар не стал сосудом зла, он, внешне сломанный оказывается закален внутренне, и попытки его использовать и сломать приводят его в ярость. И он постоянно чувствует энергичную поддержку друзей выступающих единым фронтом.
Иное дело Льюс в "Кладбище..." его команда не собрана в единый кулак и раздроблена и как результат разбита и уничтожена, он верит дыханью Зла, обманывая себя, впрочем мудрено ли? "Мы так часто обманываем себя, что могли бы зарабатывать этим на жизнь". Сам он склонившись, и покорившись Злу остается в финале на фоне безнадежной и безумно трепетной надежды.... и несомненно его ждет изысканный ад. Впрочем надолго ли? "В конце концов мы всегда избавляемся от наших тревог".
Смерть ужасна, но возможно есть вещи и пострашнее смерти, и тому что пострашнее можно противостоять. Если закалить себя. Если иметь поддержку. Но это будет нелегко.
"Дьюма-ки" странным образом закаляет душу, дает жизненную энергию, стимул отгородиться на время от наших страхов и ужаса Ночи. Как говорится в книге "Живи днем и позволь жить дню" ведь это так важно сосредоточиться на светлом. Почти так же важно как и не стать проводником Зла. И помнить что в общем и целом Зло всегда лжет в главном, даже если правдиво в мелочах.
Я уверен, что вы не пожалеет о времени потраченном на книгу.