Одно из самых сильных моих впечатлений от увиденного во время отпуска. Много лет мы говорили о том, что когда удастся побывать в Риме, обязательно, обязательно пойдем в дом-музей де Кирико. И вот, только оказавшись на Piazza di Spagna, я неожиданно вспомнил , что мы в двух шагах от музея.
Piazza di Spagna 31. Третий или четвертый дом справа. Выяснилось, что посещения происходят по записи. Можно по телефону, или вот , по домофону… Я записался на завтра, на полдень. На следующее утро все отправились в музеи Ватикана, и я, зная, что ребятам войти не удастся, поехал с ними, полюбоваться на многокилометровую очередь. Пришлось воспользоваться телефонным номером референта папы Римского (я не шучу), но он был занят и не отвечал. Потом перезвонил, правда, но теперь уже я не ответил, не знаю как быть с моей новой Нокией, не слышу большую часть звонков, -неудобно перед людьми. Неугомонная Катя дошла до самого входа с монументальным охранником, который любезно сообщил, что после полудня мы никакой очереди здесь не увидим. - Ну вот, ребята, кто позаботился о вашем досуге?
При входе, в аттико стоит одна из скульптур маэстро. Типичный итальянский лифт, который вмешает не больше троих, и обязательно надо закрывать после себя дверцы, иначе его будет невозможно вызвать. Отправляюсь по лестнице, на втором этаже, оказывается парикмахерская с 27 дюймовым айМаком на ресепшене. Отгоняю соблазн подстричься в этом памятном месте, интуитивно осознав, что тут ,несомненно, принимают тоже по записи, и не на завтра, а хорошо если на август.
Приходится подождать, пока не выйдут предыдущие посетили. С нами вместе ожидает благообразный седой господин, возможно реставратор, потому как ,чуть позже, он войдет и выйдет с небольшой картиной в красной бархатной кустодии. На стене висит в рамочке отрывок из «Воспоминаний» де Кирико, где он рассказывает, как в 1947 году, ему сообщили, что здесь сдается квартира, и он бросился по адресу, договорился с владельцем, и тут же велел перенести сюда свою кровать. Квартира была полуразрушена, дождь шел внутри, и почти полгода они с женой Изабеллой Фар прожили при постоянном хождении туда и обратно, каменщиков, штукатуров, маляров и т.д. Пришлось сделать и полную дезинфекцию, так как в квартире был переизбыток тараканов «всех цветов и размеров».
Наш резидент в Риме «Пасечник» сообщает, что его способности к восприятию культуры, фактически исчерпаны.
Развлекаемся в ожидании….
И еще, удовлетворенное: « Говорят, что Рим это центр мира, а Пьяцца ди Спанья это центр Рима. Получается, что я живу в самом центре мира!» Очень верное заключение, и можно себе представить удовлетворение Маэстро, который почти до шестидесяти лет не имел своего угла.
Квартира расположена в двух этажах. На нижнем (который 4-й) кроме просторной прихожей и некоторых помещений, занятых под нужды музея, три большие прекрасно обставленные залы, где над золоченной мебелью висят картины в тяжелых рамах. Всего около 40, по моему, и в большинстве, относящихся к декирикианскому периоду т.н. «барокко», он же «ренуаровский», - самому интересному, на мой взгляд. Много автопортретов, и портретов Изабеллы Фар. Фотографировать, разумеется нельзя, но на втором этаже, где спальни и мастерская, я не выдерживаю, спрашиваю у очаровательной сотрудницы музея, Роберты (с которой мы прекрасно поладили, особенно после того как я сообщил о моем желании перевести «Воспоминания» де Кирико на русский язык, (кажется, никто этого до сих пор не сделал) и получаю разрешение, не только на фотографирование,, но и на публикацию в моем блоге.
Спальня де Кирико - почти францисканская келья, не более 5-ти квадратных метров. Есть еще супружеская спальня, просторная и прекрасно обставленная с чудесным видом на площадь.
Окно спальни.
Небольшое «бюро» если можно так его назвать…
Свет, устроенный в потолке мастерской…
Мастерская. Де Кирико много экспериментировал с составом красок и возрождением старинных рецептур, отсюда в его мастерской точные весы и остальное, для изготовления «материя эмпластика»
На мольберте, начатая копия «Тондо Дони» Микельанджело. Маестро придавал большое значение копированию старых мастеров, и похоже, продолжал это до конца жизни. Де Кирико умер 1978 году, Прожил 90 лет, как Тициан и Микельанджело. Возможно, живопись продлевает срок жизни.
На площади, Дима и Оля захотели снимок на память с красавцем-карабинером. Он был не против.