Тракторы и автомобили

Aug 03, 2014 11:28

Самой важной и самой массовой машиной, главным элементом всей технологической системы сельского хозяйства, базой для многих специализированных машин (экскаваторов, бульдозеров и др.) является трактор. Развитие, начиная с 30-х годов, мощного отечественного тракторостроения стало одним из важных условий выхода всего народного хозяйства СССР и РСФСР на уровень, соответствующий жизненным потребностям страны, - как в сфере производства, так и в обороноспособности.
Одним из важнейших результатов реформы 90-х годов, который будет иметь долговременный характер и окажет большое влияние на судьбы России и ее народов, является почти полная ликвидация отечественного тракторостроения (Рис. 4- 1). В 2013 г. в РФ было выпущено 8,7 тыс. тракторов, а в начале реформ в 1990 г. - 213,6 тыс. машин. За годы реформирования отрасли производство тракторов снизилось в 24,5 раза. С конца 1990-х в РФ производится столько же тракторов как первые послевоенные годы в РСФСР.



Рис. 4- 1. Производство тракторов в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Свернуто производство даже тех машин, которые были любимым объектом пропаганды реформаторов, в пику “гигантомании плановой экономики”, - производство минитракторов. Еще в 1991 г. было произведено 4,2 тыс. минитракторов, а в 1998 г. их было выпущено всего 134 шт. За 14 лет восстановительного роста в 2000-2013 гг. было выпущено 9260 минитракторов (это меньше, чем за 1991-1992 гг.).
Остановка отечественного производства тракторов в малой степени компенсируется импортом. Так, в 2000 г. превышение импорта над экспортом составило около 13 тыс., в 2004 г. 29 тыс., в 2006 г. 52,8 тыс. тракторов. В 2010 г. на экспорт отправлено 3,5 тыс. тракторов (на 30,4 млн долл.), а импортировано 44,8 тыс. (за 1184 млн долл.). В 2010 г. у 54,8% эксплуатируемых в строительстве тракторов истек срок службы.
Следует напомнить, что идеологи реформы в СССР и РСФСР загодя начали готовить общественное мнение к ликвидации отечественного тракторостроения. В СМИ и даже в научную литературу был запущен миф о том, что якобы колхозы и совхозы перенасыщены ненужными им тракторами, а их продолжают производить - вот он, абсурд плановой экономики. Реальность, однако, была такова: в 1988 г. на 1000 га пашни в РСФСР было 10,5 тракторов, в Польше 77, в Италии 144 и в Японии 476.
Заметим, что хотя обычно сельское хозяйство СССР сравнивали с США, в отношении тракторов большим подобием обладает Западная Европа. В СССР основное производство зерновых было сосредоточено в Европейской части, а большие равнинные пространства, подобные американским, имелись лишь в Казахстане. Тем не менее, в целом США имели в 1988 г. 34,4 трактора на 1000 га пашни - в три раза больше, чем СССР. Это огромная разница.
Сходное с тракторостроением положение возникло в результате реформы и в производстве зерноуборочных комбайнов. Оно было практически парализовано, оживление производства, которое пока не превратилось в устойчивую тенденцию, наметилось только в 2000-2002 гг. В 2012 г. выпущено 5,8 тыс. комбайнов, в 2013 г. 6 тыс. Динамика их выпуска в России приведена на  Рис. 4- 2.


Рис. 4- 2. Выпуск зерноуборочных комбайнов в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Производства других видов комбайнов также реформировано на свертывание промышленного выпуска сложных сельхозмашин. В 1990 г. в РСФСР произведено 10,1 тыс. кормоуборочных и 6,4 тыс. картофелеуборочных комбайнов, а в 2009 г. на всю Россию выпущено 839 кормоуборочных и 81 картофелеуборочный. За 10 лет восстановительных реформ в 2000-2009 гг. производство картофелеуборочных комбайнов выросло в 81 раз. В 2000-2001 гг. в РФ выпускалось по 1 комбайну в год (это уже скорее не промышленное машиностроение, а ремесленное «машиносоздание»). Данные о производстве картофелеуборочных комбайнов после 2009 г. не публикуются. В 2012 г. выпущено 942 силосоуборочных (кормоуборочных) комбайнов, в 2013 г. 447 машин. За период 2010-2013 гг. было выпущено 8 льноуборочных комбайнов.
Важнейшей машиной для всего народного хозяйства страны (как и для обороноспособности) является грузовой автомобиль. Особое значение он имеет в условиях России для сельского хозяйства. С конца 60-х годов производство грузовиков в РСФСР быстро росло и в середине 80-х годов вышло на уровень 700 тыс. машин в год. В ходе реформы произошло резкое падение производства - в 5 раз. В 1999-2007 гг. наблюдалось незначительное оживление производства. Динамика производства представлена на Рис. 4- 3.


Рис. 4- 3. Производство грузовиков в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Примерно так же обстоит дело и с производством грузовых автомобилей с дизельными двигателями - их выпуск с уровня 151 тыс. в 1990 г. сократился к 1998 г. в 7 раз.  В 2000 г. он составил  47,8 тыс. шт., в 2005 г. - 67,8 тыс., в 2009 г. - 44,8 тыс. шт. По данным Росстата, в 2010 г. было произведено 38,7 тыс. шт. грузовых автотранспортных средств с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), в 2011 г. - 53,5 тыс. шт., в 2012 г. - 57,1 тыс. шт., в 2013 г. - 60,4 тыс. шт.
Из экспортера грузовиков Россия реформирована в их импортера. Импорт грузовых автомобилей в значительной степени стал компенсировать пятикратный спад производства. Парк грузовых автомобилей вырос в РФ за годы реформ в 9 раз - с 331 тыс. в 1990 г. до 2,98 млн в 2010 г. В 2006 г. импортировано 63,4 тыс. машин за 1,5 млрд долларов, а на экспорт ушло 51,8 тыс. машин за 0,6 млрд долл. В 2010 г. и 2011 г. импортировано 59 и 109 тыс. грузовиков (за 1,84 и 3,51 млрд долл.), а экспортировано 13,4 и 20,4 тыс. (на 0,3 и 0,47 млрд долл.). В 2012 г. в Россию было импортировано 122 тыс. грузовых автомобилей на сумму 3,8 млрд долларов (произведено 212 тыс. машин), в 2013 г. - 89 тыс. на 2,9 млрд долл. (произведено 209 тыс. машин).
В целом состояние производства всей сельскохозяйственной техники примерно такое же, как тракторов и комбайнов. За 1990-2010 гг. производство тракторных плугов сократилось в 57 раз, культиваторов - в 26 раз, сеялок в 28 раз, косилок - в 7,5 раз, доильных установок - в 12,8 раз.
Вот выводы доклада Министерства сельского хозяйства РФ «Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России» (Москва, 2000 г.) о положении в сельскохозяйственном машиностроении: «Объем товарной продукции на предприятиях отрасли сократился почти в 13 раз, в том числе по тракторостроению - в 10, по сельскохозяйственным машинам для растениеводства более чем в 14, по машинам и оборудованию для животноводства и кормопроизводства - в 38, по двигателестроению - в 8, по компонентам машин и запасным частям - в 17, а по использованию производственного потенциала - в 13-25 раз».
Надо подчеркнуть, что на фоне сокращения отечественного производства в РФ идет захват российского рынка зарубежными производителями сельхозтехники. Он сопровождается сильным идеологическим давлением, формированием отрицательного отношения к отечественным машинам, преувеличением их качественных недостатков при замалчивании важных для российской действительности достоинств.
Так, много говорится, например, что российские комбайны допускают повышенные, по сравнению с американскими аналогами, потери зерна при уборке. Но технические преимущества американских машин оплачены столь непропорционально большим завышением цены (более чем в 4 раза дороже отечественных аналогов), что массовые закупки этих машин становятся нереальными. Российское село может быть обеспечено только отечественными машинами. Их можно и нужно улучшать, но лишь на основе развития собственного машиностроения.
Что же касается потерь зерна, то по сообщениям СМИ на уборке урожая 2000 и 2001 гг. в Северо-Кавказском регионе были использованы арендованные у Турции американские комбайны (с комбайнерами). В оплату за аренду и работу была отдана треть собранного этими комбайнами зерна. Таким образом, можно считать, что на российских полях американские комбайны допускают потери трети зерна - помимо того, что оставляют безработными российских комбайнеров. У отечественных комбайнов даже второго поколения, которые выпускались в 1972-1985 гг., потери зерна достигали 10-12% (Васильев Д.И. Контроль качества обмолота и технологических режимов зерноуборочных комбайнов. // «Контроль и управление технологическим процессом комбайновой уборки зерновых культур». Новосибирск, 1988, вып. 4). При этом причиной потерь было не только качество техники. Потери, по словам автора, возникали в результате «плохой подготовки комбайна, нарушения режимов работы и небрежного отношения к своим обязанностям комбайнера». Это - факторы социокультурные, а не технические.
Показательно сравнение производства тракторов с динамикой выпуска и импортных закупок легковых автомобилей. Здесь многое говорит о приоритетах промышленной, экономической и социальной политики современной России и о сдвигах в массовом сознании (Рис. 4- 4).


Рис. 4- 4. Производство легковых автомобилей в РСФСР и РФ, тыс. штук
В 2006 г. в России было произведено 1,18 млн, а импортировано 1,05 млн легковых автомобилей на сумму 12,7 млрд долларов; в 2010 г. произведено 710 тыс., импорт на 11,5 млрд долл.; в 2012 г. произведено 1,08 млн, импорт на 20,2 млрд долл., в 2013 г. произведено 0,89 млн, импорт на 17 млрд долл.

Previous post Next post
Up