Вопросы не перевожу, только смысл. Их было много, ответил на два первых. Есть кое-какие новые формы старых мыслей. Может, кому-то будет полезно
Вопрос 1. Какие мотивы заставили Вас написать книгу «Манипуляция сознанием»?
Ответ: Вопрос слишком большой, и ответ будет длинным.
После прихода Горбачева в 1985 г. идеологическая машина КПСС начала большую программу воздействия на общественное сознание. Этот факт сразу стал очевидным. Изменился язык, стиль выступлений, начались разоблачения («гласность»). Это встречали аплодисментами, была обстановка праздника. Замечу, что в этих «разоблачениях прошлого» не было ничего нового, но они давались как-то по-новому, с новым качеством, возбуждали людей.
Тревога возникла весной 1986 г., после катастрофы в Чернобыле. Стали частыми аварии - мелкие, но такого же типа. Люди вели себя странно, как лунатики. На собраниях говорили возбужденно и нелогично, как будто их подменили. Возникали конфликты, которых раньше никто не ожидал. О причинах еще не задумывались, так как все варились в этом котле.
Картина стала проясняться в 1987 г., когда заговорили о реформе, со странными доводами и туманными целями. А главное, оказалось невозможно обсуждение этих планов и даже попытка задать вопросы. Люди стали мыслить «тоталитарно», от этого все мы отвыкли уже в 50-е годы. Чувствовалось, хотя еще и не называлось, что в массовом сознании произошли изменения, нормальный человек «не выдержал гласности». Но, насколько я помню, мысль о целенаправленном разрушении сознания еще не приходила в голову. Может быть, об этом задумывались специалисты (психологи, криминалисты) - не знаю.
В 1988 г. намерения властной верхушки прояснились, да и СМИ открыто взяли курс на подрыв советского строя. Люди по отдельности и маленькими группами стали выступать как «противники перестройки» - в личных разговорах и в очень редких статьях. Цензура была строгая, в СССР мы такой не застали. Думаю, такой никогда и не было - здесь тоже было какое-то новое качество. Этот год был переломным, были начаты крупномасштабные кровавые операции (война в Нагорном Карабахе на Кавказе), были организованы антисоветские движения, идеологи перестройки стали публиковать радикальные манифесты.
Затем кампания в СМИ ужесточилась, доходя до культурного садизма. СМИ разрушали общество, связи между людьми, поколениями и социальными группами, подрывали нормы рационального сознания. Результатом стал уже в 1990 году глубокий кризис. Затем изменение политической системы, ликвидация СССР и его общественного строя.
Группы специалистов, которые должны были анализировать эти процессы и делать прогнозы, собирали информацию, обсуждали проблемы и вырабатывали сырые, предварительные гипотезы для объяснения происходящего. Это было непросто, т.к. все они тоже были захвачены вихрем событий, и для спокойных размышлений условий не было - сербы это могут понять. Я лично был в лучшем положении - каждый год надолго уезжал в Испанию читать лекции, «уходил с передовой в тыл». Оттуда изучал ход событий, обсуждал с испанцами и другими иностранцами, читал полезную литературу - учился нужным вещам. А в Москве много публиковал статей, в 1992 г. написал целую книгу («Интеллигенция на пепелище России»), обсуждал новое знание с товарищами, да и противниками, с которыми еще можно было разговаривать.
И пришли ко мне два издатели - отец и сын Крымовы. Говорят: нужна книга о манипуляции сознанием. Точно! Мудрая мысль. Я взялся, собрал доступную литературу, товарищи помогли. И стал писать. Все у нас перед глазами, все живо и пережито. Читал научные книги и многое уже виделось в новом свете, становилось понятнее. Получилась книга большая - кусочки из учебников и научных книг, и тут же всем известные примеры из жизни. Но через описание приемов манипуляции получалась живая история десятилетия - картина грубыми мазками, но узнаваемая.
Так что я не сам эту тему придумал, а мне велели умные люди. Правда, книга им показалась слишком сложной и сухой, у них сердце горело, и они не стали ее печатать. Но уважаемый мной Вадим Валерианович Кожинов, наш замечательный литературовед, порекомендовал эту рукопись в издательство «Алгоритм» ¬- и они сразу взяли, авторитет Кожинова был непререкаемый. Так вышла эта книга, еще, можно сказать, написанная «на чувствах». А потом я начал писать тщательнее и беспристрастнее. Конечно, скучнее, и число читателей убавилось, но надо было быстрее оставить материал для обучения молодежи. А она наши страдания 80-90-х годов уже не переживала и СССР не помнит - ей нужно жесткое и обоснованное знание в форме вроде учебников.
А главное, когда копнули поглубже, ища корни нашей катастрофы, стало ясно, что манипуляция - лишь один из факторов силы наших врагов, оружие скоротечного боя. Главные причины - в нашей собственной слабости, и они гораздо сложнее, к ним мы только начали подбираться. Да и описать будет сложнее. Поэтому пошли другие книги, второго и третьего «поколения».