О комитетах защиты революции (Куба)

Apr 24, 2012 20:38

По внутренней почте у меня просили дать информацию о кубинских «комитетах защиты революции». Даю кусочек из главы «Советской цивилизации», а потом добавлю.
> В 1967 г. на Кубе создавалась единая партия - по типу КПСС. В нее влились бывшие члены просоветской марксистской партии, которая строго следовала теории и активного участия в революции не принимала, члены бывших подпольных революционных движений. Но главное, в нее собирались уже новые люди, сложившиеся после революции. До появления партии связующей структурой политической системы на Кубе были органы прямой демократии - комитеты защиты революции. Мы о них плохо знаем, а мне кажется, что полезно было бы их опыт изучить и понять. Что-то подобное и у нас появится, когда нынешний хаос станет нестерпимым, а цельной обобщающей идеологии еще не созреет. КЗР были везде и объединяли самых разных людей, согласных лишь в одном - защитить страну, избежать гражданской войны и обеспечить действие простых принципов справедливости. Идеология размытая, но в таком положении достаточная. Правда, для существования такой системы нужна большая терпимость в людях и способность к рассуждениям и диалогу. Кубинцы - прирожденные ораторы и любят выслушать мнение другого, если он его хорошо излагает. Мы же слишком устремлены к истине и ложные суждения слушать не хотим.
Но, конечно, для выработки и выполнения больших программ развития на Кубе нужна была партия, это все понимали. Мы в СССР стали охаивать и разрушать единую партию потому, что страх войны прошел и развитие казалось обеспеченным (а точнее, многим оно стало казаться ненужным, поверили в какую-то волшебную палочку и скатерть-самобранку, которую мессия вроде Горбачева принесет). В общем, на Кубе стали проходить собрания, на которых обсуждались кандидатуры тех, кто подал заявления в партию. Поскольку партии не было, в партию принимали (точнее, наоборот - отправляли) на общих собраниях трудового коллектива.
Как-то я в университете пошел в мастерские, а там как раз такое собрание. Подал заявление молодой инженер, я его помнил по рубке тростника. Вел собрание какой-то хмурый «кадровый работник», видимо, из старых подпольщиков. Кандидат изложил свои установки, ему задали вопросы, что он делал «до падения тирана» и пр. Потом стали обсуждать…>

Из испаноязычной Википедии и на кубинских сайтах можно почерпнуть такие данные.
КЗР созданы в августе 1960 г., когда о социализме еще не было речи. Главная задача была - не допустить свержения режима Кастро, который еще не завладел госаппаратом (к тому же разваленным при крахе прежнего режима). Комитет создавался в каждом квартале, председатели квартальных комитетов, избранные жителями, составляли комитет зоны, их председатели - комитет муниципалитета и пр. Принимали всех, начиная с 14 лет. Система негосударственная, финансируется из членских взносов.
Поначалу задачей было парализовать подполье и преступность - информируя полицию и власти, организуя ночные дежурства по кварталам (типа дружин). Потом КЗР стали базой кампании по ликвидации неграмотности, а также искоренения полиомиэлита (массовые прививки).
Я лично видел работу бригад профилактической медицины с опорой на КЗР в 1971 году - моей дочке сделали прививку от кори. То же - при угрозе эпидемий тропических болезней. На всей территории страны программы выполнялись буквально за пару недель. Быстро наладили донорство крови - до нормативов ВОЗ (500 тыс. доноров). В городах ликвидировали комаров - переносчиков лихорадок (трудоемкие массовые устранения мест размножения, вплоть до яичной скорлупы в дворике, служащей «водоемом»).
КЗР организуют меры по безопасности населения во время стихийных катаклизмов (ураганы) - иногда эвакуируются миллионы человек. Они организуют и ремонт жилищ. Под всеми этими функциями - идеология взаимопомощи. В целом масса участников создавала обстановку, когда основные виды социальной помощи действовали как бы сами собой, никакой организации не было видно. Так же с помощью старикам, поддержанием чистоты, проведением субботников и т.п. Избирательные кампании тоже возлагаются на КЗР, но в какой мере они контролируются властью, надо выяснять.
КЗР сделали большое дело, «растворив» банды и хулиганство - даже в трущобах, которые были обширными и в конце 60-х годов. Конечно, тут участвовали и милиция (почти поголовная), и школа - героические молодые учительницы. Думаю, после 80-х годов многое стало меняться в этой системе (хотя в ней остается 7,6 млн. членов в 133 тыс. комитетов). Многие функции брало на себя государство, но заменить эту систему самоорганизации оно так и не смогло.
Надо отметить, что для очень многих людей (особенно пенсионеров), деятельность в КЗР стала важной частью жизни. В помещении комитетов регулярно собираются люди, это - маленькие клубы, с концертами, играми и пр. Один очень хороший писатель написал о том периоде книгу «Обвал» (о переходном периоде 60-х годов), и один из персонажей - полупомешанная жена бывшего буржуя, которая воображает себя председателем КЗР квартала и разыгрывает собрания комитета, раздавая задания и споря с товарищами. Наконец-то она ощутила себя нужным и уважаемым человеком. Эти ее «собрания» хорошо показывают структуру функций, которые выполняли комитеты. Я с этим писателем был знаком, он жил рядом. Все это он видел сам. Кстати, книга была переведена в «Иностранной литературе» в конце 60-х годов.
На Кубе КЗР заменили наши советы первого этапа, которые выросли из сельских общин и кооперативов. Но они там укоренились в городской среде. У нас скопировать их не выйдет, культура разная. Но изучить систему функций, которые можно возложить на самоорганизацию, полезно - легче искать формы, когда понимаешь функции.
Сейчас можно собрать сведения и об аналогичных попытках в Венесуэле. В Интернете на испанском статей очень много.
Previous post Next post
Up