«Главная победа в жизни человека, это победа над собой»
![](http://ic.pics.livejournal.com/sg_journal/45518497/10533/10533_600.jpg)
Вспомнился на днях, несколько лет назад прочитанный мною, роман Джона Фаулза "Волхв". Почему вспомнился не знаю, то ли жизнь событиями напомнила об этом, то ли установившаяся сейчас прекрасная погода сработала, читал я его примерно в это же время года. Бурю эмоций, которые вызвал роман в момент чтения и потом осмысления действия описать довольно трудно. В сюжет углубляться не буду скажу лишь, о том, что конкретно меня буквально вывело из себя.
С главным героем - Николасом Эрфе, на греческом острове, располагающем к какому то отстранённому миросозерцанию, воспоминанию об античности, и ещё бог знает чему - ведётся игра. Герой находится практически в вымышленном мире мнит себя в нём хозяином и пытается как то навести порядок что ли.. Герой находящийся в таком состоянии не может не создавать вокруг себя какое то поле возмущения. В конце концов попадает под внимание, собственно, волхва - Мориса Кончиса, который начинает с ним играть как кошка с мышкой. Это всё завязка, но вот на момент развязки, когда читал думал взорвусь от возмущения. Казалось бы как можно ТАК манипулировать сознанием отдельного человека? Это, вообще, человечно? Да, когда выпала возможность герою наказать манипуляторов, а это тоже всё была постановка, я, бы на тот момент, точно воспользовался такой возможностью и плевать, что потом навсегда бы погрузился в ад сожаления и бесконечного самоистязательства. Забил бы насмерть, потому что если не насмерть, то ничего из этого не выйдет, и те кто, манипулировали всё это время героем романа, победили бы. А так он бы их погрузил в свой же ад. И может через это бы и научил не играть с огнём, пусть потом попробуют выбраться из него. Но герой более человечен чем я. И, наверно, так и правильно, потому что в результате он понимает, осознаёт, что он сам использовал окружающих. И с теми кто его любил.. Он поступал с ними не менее бесчеловечно, чем поступили с ним. В результате осмысления произошедшего, Николас, получает возможность взглянуть на реальность и по-любить по настоящему, что и происходит. Но черт возбми, для этого надо быть очень сильным, чтобы отказаться от мести и увидеть себя.
Вот сюжет моими глазами. Теперь, что ещё хотелось бы по всему этому роману сказать. И что может быть интересного в этом. Наверно, Николас не смог бы без всего этого понять себя. И в каком то смысле всё происходящее было таким изощрённым выбиванием дури из героя. А сколько там человек над этим работало в романе и сколько времени и сил они на это потратили? У нас у русских дурь выбивается по другому и гораздо эффективнее, быстрее, что не избавляет от серьёзных интеллектуальных усилий над собой, того из кого выбивают дурь. Школа, армия, вуз - везде коллективы и везде эта дурь будет мешать и мешает. И если люди довольно сильные в коллективе, то они обязательно сами от неё откажутся и выбьют из всех окружающих. Тогда можно будет организовать и учебный процесс нормально и рабочий. И всё бы нормально, но!! В наше время со всех экранов ТВ и кинотеатров, на всех улицах, в печати, да практически везде идёт реклама и пропаганда этой самой дури. Борьба с ней становится многократно тяжелее. Человек, который раньше отказывался от дури для того, чтобы войти в мир и смочь жить нормально с людьми бок о бок не мешать, а помогать им, теперь он вместе с дурью должен отказаться и от мира, в котором уже почти все отношения построены на принципах, которые диктует дурь, а следовательно, он отказывается и от возможности жить рядом с теми кто его окружает. Они его просто не понимают.
![](http://ic.pics.livejournal.com/sg_journal/45518497/10962/10962_600.jpg)
Идём дальше. Есть ещё один роман, который вызвал в своё время у меня бурю негодования. Это "Спартак" Рафаэлло Джвоньоли.Этот роман я перечитывал несколько раз, в разное время. И я до сих пор бесконечно далёк от того, чтобы рассуждать о нём в "классическом" духе классовой борьбы. Как по мне, так хоть это и является главной линией сюжета, но описание самой классовой борьбы мне и сейчас не кажутся хоть сколько то реалистичными. По этому обсуждать этот вопрос не собираюсь, для меня этот роман ценен совсем другим.
Ключевая тема для меня это как ни странно опять же - дурь. И не дурь Спартака - с этой точки зрения он описан в романе, если и не святым, то что то близкое к этому, а та малая толика дури в соратниках, умело воспользовавшись которой, погубили всё дело и десятки тысяч восставших. С этой, если хотите, тёмной стороны романа, о которой я не встречал никаких откликов (может, потому что особо не искал) и попробуем немного разобраться.
Был в окружении Спартака один из его военачальников такой германец Эномай. Хороший воин, отличный начальник. Верный и любящий Спартака. И ещё больше желающий победы над Римом. По описанию из романа, складывается впечатление, что победа над Римом была не возможна. Так как Рим при непосредственной угрозе существования мог бы выставить в десятки раз больше хорошо подготовленных и ещё более хорошо вооруженных легионеров, чем было у восставших. Честно скажу, не знаю того, как обстояли дела на самом деле. Роман претендует на историзм и читая его возникает ощущение, что автор хорошо знает предмет(от меня тут похвала не особо стоящая, но у меня лично повода нет не доверять). Так вот. У Эномая есть некоторый зазор между уважением и любовью к Спартаку и ненавистью к угнетателям. То есть он оставляет для себя возможность не следовать за Спартаком, а самостоятельно воевать с Римом.
Заметив это, вынесем на свет ещё одного, а вернее, одну героиню, которая играла важную роль во всей этой истории - греческая куртизанка Эвтибида. Будучи отвергнутой Спартаком, она решила ему отомстить любой ценой. Она даже одевает латы и вступает в войско рабов, занимая в нем не самое последнее место. Всё это время ищет возможности воплотить план своей мести. Охмуряет Эномая и в каком то смысле подчиняет его. Так как она, довольно хитрая и умная, в Риме занимала не самое последнее место, активно участвовала в столичных интригах, ей удается завладеть умом Эномая. В определённый момент подогрев недоверие к Спартаку, заставляет Эномая увести за собой большУю часть армии восставших. В результате чего римляне получают возможность разбить по отдельности части рабов.
Тут много всего и концептуального заложено. Ведь далеко не все из восставших хотели вернуться в родные земли и там организовывать борьбу против Рима, который рано или поздно всё равно пойдёт войной против восставших. Возможно, к тому времени у восставших народов были бы уже гораздо большие силы. И тогда борьба бы имела какие то шансы на успех. Так, если мне не изменяет память, и хотел поступить Спартак. Но были и такие, которые хотели того же, чего хотели и римляне, только чтобы на месте римлян были именно они. Сейчас это уже очевидно, что раб остаётся рабом, до тех пор, пока он хочет того, что имеет его господин. В этом смысле взбунтовавшиеся из восставших и ушедшие за Эномаем так и остались рабами. Остальная же часть бросилась спасать товарищей, а в результате погибли все.
Как я проклинал эту Эвтибиду, во время чтения. Ну думаю какая же сука она, а? Что ей мужиков мало было что ли? Что за гадство. Потом перекидывался на Эномая - а ты что мудак здоровенный совсем нюх потерял? Увидел смазливую соску и всё? Прощай революционная борьба? Прощай товарищи, с которыми готовил столько лет восстание? Ух сколько злости во мне было... Сейчас начинаешь вспоминать и снова разгорается эта злость. К этой низости, к этой дури.
Подводя итог всем этим своим разговорам о дури в таких бесконечно далёких и разных романах, хотелось бы обобщить в нескольких предложениях свою мысль. Если "Волхв" для меня - это история о том, как один человек преодолевает свою дурь, пусть и в одном, но в жизни человека бесконечно важном вопросе. То "Спартак" это история о том, как подстёгнутая дурь одного губит дело многих и многих тысяч человек. Оба - западные романы. И они описывают вопрос, на западный манер. О западных же технологиях преодоления или же результатах не преодолённой дури. Русские придумали собственную технологию, и она в тысячи раз эффективнее чем западная и гораздо более гуманна, если не к одному человеку, то к народу точно.
Wiki о "Волхве"
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%B2_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD)"Волхв"
http://www.lib.ru/FAULS/mag.txt"Спартак"
http://lib.ru/INOSTRHIST/DZHOWANIOLI/spartak.txt