Я очень люблю ходить по музеям. Мне нравятся тематические подборки, когда многие предметы можно визуально сравнивать между собой. Особенно хочется посетить музеи с тщательно подобранными экспонатами. И одним из таких музеев бесспорно является Венский музей истории искусств, который впечатляет как своей коллекцией, так и архитектурой.
Вообще здорово, что в середине XVIII-го века в Европе зародилась мода на публичные музеи и многие королевские собрания живописи и прикладного искусства стали доступны широкой публике.
В Вене в ходе мероприятий по сносу крепостных стен, которые уже не соответствовали духу того времени, для постройки улицы Рингштрассе в 1857 году была запланирована также постройка двух больших музеев. Оба музея были построены согласно планам архитекторов Готфрида Земпера и барона Карла фон Хазенауэра. Строительство музеев началось в 1871 году.
Так вот и построили два здания-близнеца, один напротив другого: Музей естествознания (открыт в 1889 году) и Музей истории искусств (открыт в 1891 году). В Музей естествознания мы в этот раз специально не ходили, а оставили себе на следующий визит.
Билеты покупали прямо в музее. По нашей Венской карте вышло со скидкой, к тому же, как позже случайно выяснилось, билеты нам продали студенческие. Все равно внимательно их никто не рассматривает, приложил на входе к сканеру и заходи :)
Половину первого этажа занимает уникальная в своем роде Кунсткамера, состоящая из произведений прикладного искусства из драгоценных металлов и слоновой кости.
Одна из жемчужин коллекции - Сальера, что в переводе с итальянского - солонка. Частично покрытая эмалью золотая настольная статуэтка, выполненная в 1543 году флорентийским золотых дел мастером Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I и представляющая собой вершину декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма.
Челлини выполнил солонку, как аллегорию союза земли (фигура Цереры) и моря (фигура Нептуна), благодаря которому и рождается соль. Пьедестал солонки украшают четыре путти, символизирующие ветра и стороны света. Сальера бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений.
11 мая 2003 года Сальера была похищена из Музея истории искусств, который в то время находился на ремонте. Хотя стоимость скульптуры оценивалась не менее чем в 50 млн евро, австрийское правительство предложило за возврат солонки сравнительно скромную награду в 70 000 евро. Объяснялось это тем, что сбыть произведение такого уровня попросту невозможно. При этом застрахована Сальера была только на половину рыночной стоимости, так как возможность похищения такого шедевра просто не рассматривалась всерьез...
Во время реставрационных работ специалист по сигнализации заметил еe слабую защиту. Как-то возвращаясь под утро домой крепко поддавшим, он увидел установленные около музея леса, по которым влез на этаж и спокойно похитил солонку. Сигнализация оказалась исправной, она сработала, но охрана посчитала сигнал ложным.
Совершив крупнейшее в истории Австрии хищение произведения искусства, этот дуралей понятия не имел ЧТО он похитил по пьяному делу. Сальера Челлини - шедевр шедевров ювелирного искусства: ценители искусства считают Сальеру аналогом Мона Лизы в скульптуре. О том, во сколько оценивается Сальера, похититель узнал утром из новостей, и началась эпопея с получением выкупа и возвращением Сальеры.
Вскоре после кражи похититель-любитель предлагает вернуть свой трофей за изрядное вознаграждение. Однако по горячим следам договориться не удалось, и связь с ним была утеряна. В октябре 2005 года он вновь отправляет полиции письмо с требованием выкупа в 10 млн евро. Стороны договорились о передаче, но наш герой опять затаился, наверное, испугался.
А вскоре он проколося и еще как! По номеру его мобильного телефона специалисты вычислили место продажи аппарата, а камера видеонаблюдения магазина, как оказалось, зафиксировала его фото, которое на следующий день было опубликовано во всех крупнейших газетах страны и показано по ТВ!
Так что доморощенному похитителю произведений искусства ничего не оставалось делать, как самому сдаться полиции 21 января 2006 года и показать место в лесу, где он закопал Сальеру. О его судьбе Инет молчит. Вся эпопея длилась без малого три года...
Кроме солонки, я надеюсь, что вы заметили, есть и много других интересных эспонатов :)
Вот акваманил (зооморфный умывальник) в виде грифона, сработанный Рожером из аббатства Хельмарсхаузен, котрый был очень известным в германских землях золотых дел специалистом в середине 12 века.
Раковина, известная как Ковш с драконом, работы итальянского ювелира Гаспаро Мизерони (1518-1573). Создан между 1565 и 1570 годами в Милане. Здесь гармонично сочетаются работа огранщика и искусство неизвестного ювелира.
Глобус и часы.
Золотой кувшин с блюдом.
Бюст Леопольда Первого.
Еще на первом этаже размещена Египетская и ближневосточная коллекция, которая является одной из самых больших коллекций египетских древностей в мире. Географически их происхождение варьируется от Египта, Нубии, Восточного Средиземноморья и Месопотамии до Аравийского полуострова.
Коллекция структурирована по четырем основным направлениям: погребальный культ, история культуры, скульптура и рельеф, а также развитие письменности.
Среди достопримечательностей - многочисленные саркофаги и гробы, мумии животных, образцы Книги Мертвых, могилы, божественные фигуры, предметы повседневной жизни.
Тут же Коллекция греческих и римских древностей, что охватывают период более трех тысячелетий и варьируются от керамики бронзового века Кипра, начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры, до находок раннего средневековья.
Среди основных моментов коллекции - статуя человека из Кипра, амазонский саркофаг, мозаика Тесея и многое другое...
Картинная галерея занимает весь второй этаж и была создана из художественных коллекций Дома Габсбургов.
Тут представлены венецианская живопись 16-го века (Тициан, Веронезе, Тинторетто), фламандская живопись 17-го века (Питер Пауль Рубенс, сэр Энтони Ван Дейк), ранняя нидерландская живопись (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден) и немецкая живопись эпохи Возрождения (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах).
Среди других достопримечательностей картинной галереи - уникальные картины Питера Брейгеля Старшего, а также шедевры Вермеера, Рембрандта, Рафаэля, Караваджо, Веласкеса и других художников итальянского барокко.
Питер Брейгель Старший - Вавилонская башня
Рубенс - Симон и Евгения
Альбрехт Альтдорфер - Лот с дочерьми
Тициан - Диана и Каллисто
На верхнем этаже была временная нумезматическая выставка, в том числе с монетами из Израиля
Средневековые европейские монеты
Бумажные деньги прошлого века
Есть даже российские ассигнации :)
В соседнем зале выставка рыцарских доспехов
От таких перчаток я бы и сейчас не отказался :)
В целом музей однозначно заслуживает внимания. Визит туда, как минимум на полдня, хотя в одной только картинной галлерее можно провести и весь день, рассматривая в деталях старинные произведения искусства :)