Много лет основные общественные пассажирские перевозки в Израиле, как внутри города, так и между городами осуществлялись на автобусах. Лишь относительно недавно стало интенсивно развиваться железнодорожное сообщение между городами, в Иерусалиме запустили первую из восьми веток трамвая. А вот
как прогрессировали автобусы можно посмотреть в центре истории кооператива "Эгед".
Компания "Эгед" основана в 1933 году (еще до образования Израиля), путем слияния четырех небольших автобусных кооперативов.
Один из первых местных автобусов Форд 1942 (прозвище в Эгед: Тепла - что на идиш значит кастрюля :), Количество сидячих мест: 31. Шасси: Форд, США. Во времена Британского мандата этот автобус использовался англичанами и "дошел" до Ирака. В Эгеде использовался в 40-е и 50-е годы.
компостер на цепочке, видимо чтобы не потерялся или чтобы не стянули, а слева "касса" для билетов и денег
Додж 1944. Междугородний автобус. Количество сидячих мест: 35. Шасси: Додж , США.
Вайт 1945. Бронированный междугородний. Количество сидячих мест: 37. Шасси: Вайт, США. Сделан в 1947, принадлежал кооперативу "Дром Егуда". В 1957 в Эгеде принято решение перевести автобус на север. В 1966 автобус переделали внешне и установили в нем дизельный мотор марки Комет. После снятия с эксплуатации, автобус использовался как передвижная мастерская гаража Мухлис в Хайфе.
Мак 1946. Универсальный. Количество сидячих мест: 29-35. Шасси: Мак, США
GMC 1949. Универсальный. Количество сидячих мест: 37. Шасси: Дженерал моторз, США. В 50-е годы эксплуатировался на Эйлатских маршрутах
Лэйленд Тайгер 1949. Универсальный. Количество сидячих мест: 37. Шасси: Лейленд, Англия Тайгер S. Данная модель кузова была сконструирована Израильским заводом Ха-Аргаз по спецзаказу кооператива "Шахар" для эксплуатации на городских маршрутах Нетании. В 1967г., когда автобус сняли с эксплуатации, его использовали как тягач в отделении Эгеда в Цфате. В зимний период по субботам автобус обслуживал команду спасателей на горе Хермон.
Шасон 1949. Междугородний. Количество сидячих мест: 47. Кузов и Шасси: Шасон, Франция. Автобусы были приобретены в рамках сделки по покупке оружия между Израилем и Францией.
Вайт Супер 1951. Междугородний. Количество сидячих мест: 35. Шасси: Вайт, США. Данный экспонат был обстрелян террористами на маршруте между Рош Пиной и Цфатом.
Лэйленд 1956 (Марк 1). Городской с сиденьем для кассира, от этого прозвище в Эгед: Кассирша. Количество сидячих мест: 43. Шасси: Лэйленд Англия. К слову Лэйленды на многие годы захватили рынок автобусов в Израиле.
Лэйленд 1957 (Марк 2). Туристический. Количество сидячих мест: 39. Шасси: Лэйленд Англия. Для лучшего обзора специально сделаны окна в скатах крыши. Принадлежал компании "Ха-Мекашер". Был собран к 10-летию Израиля. После того, как в автобусе установили гидравлический руль, он использовался в автошколе.
Лэйленд 1965 (Марк 2). Городской. Количество сидячих мест: 35. Шасси: Лэйленд Англия. Принадлежал компании "Ха-Мекашер". После слияния компаний автобус обслуживал городские маршруты Иерусалима вплоть до 1980 г.
Лэйленд 1965 (Марк 2). Экскурсионный. Количество сидячих мест: 30. Шасси: Лэйленд Англия. Кузов автобуса был специально переделан для Пуримовских карнавалов и экскурсий по парку Сафари (Рамат Ган).
Интернешнл 1968. Междугородний. Количество сидячих мест: 37. Шасси: Интернешнл, США. Собран на основе шасси грузовика (колесная формула 4х4) специально для передвижения по пустыне, но это не сильно помогло и автобус часто застревал в песках...
можно посидеть в кресле водителя и как-бы немного "порулить", тем более, что всего 2 педали: одна ехать, а вторая - соответственно - не ехать ;)
сидения относительно мягкие, но кондиционеров пока не видно :)
Лэйленд 1969 (Марк 2). Междугородний. Количество сидячих мест: 47. Шасси: Лэйленд Англия.
с каждым разом все больше кнопочек, лампочек и рычажков ;)
Лэйленд 1969 (Марк 2). Междугородний. Количество сидячих мест: 47. Шасси: Лэйленд Англия. Получил название "Моледет" (Родина). Использовался школами и молодежными движениями для экскурсий.
Скания 1972. Междугородний. Количество сидячих мест: 51. Шасси: Скания, Швеция
Трагические страницы истории страны... Это остатки автобуса Скания, захваченного террористами на прибрежном шоссе (шоссе №2) 11/03/1978.
Террористический акт на Прибрежном шоссе (в ивритоязычных источниках Кровавый автобус), совершённый боевиками палестинской организации ФАТХ в Израиле 11 марта 1978 года. Отряд из 11 боевиков под командованием Далаль аль-Муграби, высадившись с моря в районе Зихрон-Яакова, захватил в заложники пассажиров нескольких автобусов и автомобилей и пересадил их всех в один автобус, который направился в сторону Тель-Авива. По пути террористы обстреливали другие автомобили и автобусы. В ходе освобождения заложников силами израильской полиции были убиты 9 боевиков, включая саму аль-Муграби. В теракте погибли 39 израильских и иностранных граждан, в том числе 13 детей, более 70 - были ранены.
Даф 1972. Экспериментальный междугородний. Количество сидячих мест: 51. Шасси: Даф, Голландия. Был приобретен в рамках эксперимента, проводимого с целью определения модели будущего.
Улучшенный салон
Удобное и регулируемое водительское кресло
И кондиционер!
Мерседес 1973 (О-305). Городской. Количество сидячих мест: 43. Шасси: Мерседес, Германия. Эксплуатировался на городских маршрутах Иерусалима. Пришел на смену Лэйлендам на городских линиях.
С кондиционерами было туго, а водителю очень жарко ;)
Скания 1973. Междугородний автобус. Количество сидячих мест: 51. Шасси: Скания, Швеция
кондиционированный салон, мягкие кресла с подголовниками, и!
интересная деталь: наличие пепельниц на каждом ряду сидений...
в соседнем Мерседесовском междугороднем автобусе персональные пепельницы уже у каждого
Мерседес 1987 (О-407). Городской. Количество сидячих мест: 53. Шасси: Мерседес, Германия. На таких я успел еще тут поездить :)
Ман 1990 (NM xx2). Городской. Количество сидячих мест: 38. Шасси: Ман, Германия. И на таких :)
Неоплан 1992. Двухэтажный экскурсионный автобус. Количество сидячих мест: 82. Шасси: Неоплан (Ман), Германия
Мерседес 1995 (O-404). Междугородний автобус. Количество сидячих мест: 51. Шасси: Мерседес, Германия
Вольво 1998 (B10B). Междугородний автобус. Количество сидячих мест: 44. Шасси: Вольво Швеция. В 1998 г. Эгедом были приобретены 3 автобуса модели B10B, которые впоследствии не удовлетворили Эгед и больше не приобретались.
Более современные междугородние автобусы Ман, есть и Вольво, и Мерседес. Надеюсь, что они еще используются, когда-то я на таком еще ездил по стране, но в последнее десятилетие я все же чаще передвигаюсь на машине :)
Очень мягкий салон, откидывающиеся кресла, естественно салон с кондиционерами, персональными светильниками и кнопкой для сигнала остановки. Также есть и ремни безопасности.
Водительское место еще более комфортно.
В городе на экспресс линиях используют подобные Маны А-24
Справа в кадре кассовый аппарат, используемый также для принятия электронных платежей и печати билетов.
Но проезд можно оплатить и с помощью проездной заряжаемой карточки Рав-Кав, приложив ее к одному из округлых устройств размещенных в салоне. На поручнях есть синие/красные/черные кнопки для подачи сигнала водителю, чтобы он остановился на ближайшей остановке. Очень удобно, что если никто не нажал и на остановке никого нет, то автобус зря и не останавливается.
Отдельно стоит отметить технички. Лэйленд 1956. Буксир-мастерская. Шасси: Лэйленд, Англия.
Рио 1957. Грузовик - буксир 6X6. Шасси: Рио, США.
Бензовоз Лэйленд 1963 (Бивер). Шасси: Лэйленд, Англия.
Сусита 1970. Отокарс, Израиль. В 70-х годах была в распоряжении директоров гаражей. Единственная серийно выпускаемая машина израильского производителя, на поддержку которого была введена 100% ввозная пошлина для импортных автомобилей... Пошлина действует до сих пор, хотя уже где-то 40 лет, как эта автотехника не выпускаются... Машина не отличалась надежностью и комфортом (корпус пластиковый - фибергласовый, ребра жесткости - деревянные и т.д.). Говорят, что при простукивании, кузов издает звук пионерского барабана :)
Надеюсь, что Вам понравилась прогулка по этому замечательному бесплатному музею, работающем правда только по пятницам, ведь информацию в основном я черпал с их
сайта компании. Да и, возможно, вы уже догадались, что это далеко не все экспонаты музея.
Ну, а нам пора в путь! Поехали вместе навстречу новым историям и приключениям? ;)