командир авиаполка Нормандия-Неман,
командир авиадивизии Франция на советском фронте.
родился 25 ноября 1911 г. в Бургундии, в семье офицера.
в 1931 г. поступает в Сен-Сир, который заканчивает в 1933 г. в одном выпуске с двумя другими командирами Нормандии
Жаном Тюляном и
Луи Дельфино. Вместе же они поступили в летное училище в Версале, после окончания которого в 1935 г. Пьер Пуяд в звании лейтенанта поступил в истребительную эскадрилью в Шартре.
1939 г. - капитан 4-го авиасоединения в Реймсе.
Во время войны 1940 г. командовал эскадрильей ночных истребителей. Сбил один самолет. 2 июня 1940 г. сам был сбит, получив ранения. После излечения переводится в Индокитай, оккупированый союзной Франции Японией.
В октябре 1942 г. на своем самолете перелетел в Китай, где сел на американском аэродроме. Проделав кругосветное путешествие через Индию, Африку, Америку в феврале 1943 г. прибыл в Лондон, где вступил в авиацию "Свободной Франции". Производится в майоры.
Первоначально предполагался к назначению на пост ответственного за Индокитай, но в одной из бесед с де Голлем и командующим ВВС СФ генералом Валеном узнал о группе Нормандия в СССР. Забыв про все, уболтал обеих генералов и получил назначение командиром второй эскадрильи группы Нормандия с задачей набрать в Лондоне необходимое количество французских летчиков. С задачей справился блестяще и лучше всех остальных командиров Нормандии вместе взятых. Уже 9 июня 1943 г. Пьер Пуяд приземлился в Москве во главе группы пополнения 11 человек (считая его самого) которая сразу же была кинута в бои.
Среди стереотипов о Нормандии-Неман любят повторять, что из 14 пилотов первой группы только пять вернулись с войны (шестой
Ив Маэ провел войну в плену). Из этой второй группы только двое дожили до конца войны. Из 11 летчиков 3 не провоевали и месяца. Еще 5 погибли в течении следующих 2-х. Один, Жак Мати, после двух месяцев боев был сбит, обгорел, и после полугода в московском госпитале, отправлен в Англию, где погибнет во время тренировочного полета.
18 июля, всего через 40 дней, после прибытия, Пуяд вынужден заменить своего друга и однокашника
Жана Тюляна во главе Нормандии. До конца года на его счету 5 сбитых самолетов. Под его командованием группа превратилась в полк, научилась выполнять поставленные задачи, сведя потери к минимуму.
В 1944 г. с началом формирования в СССР авиадивизии Франция, предлагался французским командованием в качестве командира дивизии. Это встретило возражения со стороны советского командования, считавшего, что майор Пуяд недостаточно опытен для дивизии. В декабре 1944 г. во время визита де Голля в Москву произведен в подполковники и на приеме в Кремле был представлен Сталину, который похвалил как полк, так и самого Пуяда, облобызав последнего, что все восприняли как благославление на дивизию. В декабре же Пуяд убывает в Париж для получения назначения. Его машина попадает в аварию, когда он едет на заседание коллегии министерства обороны, посвященного формированию авиадивизии "Франция" в СССР. Назначение он получает в госпитале, в котором из за тяжелых травм с повреждением позвоночника остается почти до конца войны.
По возвращению в СССР, вступает в командование дивизией, что тем не менее вновь встречает противодействие маршалов Антонова и Фалалеева. Французский посол генерал Катру вынужден вновь обратиться лично к Сталину, который обвиняет своих маршалов в перестраховке и утверждает назначение Пуяда во главе дивизии. Де Голль, однако, виду окончания войны, решает не использовать французские авиачасти против Японии (или был не в курсе, и его не посвятили) Уже набранные три полка будущей дивизии, возвращаются во Францию через Бухарест. Сам Пуяд вместе с Дельфино
сопровождает полк Нормандия на подареных ЯКах в Ле Бурже.
После войны - генеральный испектор авиации.
1947-50 - военно-воздушный атташе при Президенте Франции Винсенте Ориоле.
1950-53 - военный атташе Франции в Аргентине.
1953-56 - инструктор курсов повышения квалификации НАТО.
1956 - вышел в отставку в звании бригадного генерала. Советник Синдиката французских промышленников в области авиа- и космического строения по связям с СССР.
1966-73 - депутат Национальной Ассамблеи от UPR.
Член президиума ассоциации Франция-СССР
1975 г. член официальной делегации Президента Франции для празднования 30-летия Победы в Москве.
1977 - Ленинская премия Мира.
скончался 5 сентября 1979 г. В соответствии с завещанием, его прах был развеян в море на траверсе Тулона.
Во время второй мировой войны в СССР сбил лично и в группе 8 самолетов противника.
награжден: двумя орденами Боевого Красного Знамени, Орденом Александра Невского (1965), медалью "За победу над Германией".
также: Большой Крест Почетного Легиона, орден Освобождения, Военный Крест с 13 пальмовыми ветвями, медалью Аэронавтики и медаль "Сопротивления"...
кроме того: Командор ордена Виктории (Великобритания), Военный Крест Чехословакии, 0рден Черной Звезды (Бенин), Орден Аннанского Дракона (французский колониальный орден).
© С.В.Дыбов, 2009 г.