Крестный отец

Sep 24, 2009 20:21



cреди легенд (по большей части фантастических) о возникновении, наименовании и существовании в годы войны французской авиачасти Нормандия-Неман напрочь обойден вниманием такой любопытный факт - все соглашения по этой части, начиная с подписанного 25 ноября 1942 г. генерал Пети соглашения о формировании французской авиаэскадрильи в составе Красной Армии - составлены на "великом" русском языке и не имеют аналогов, а только переводы, в других языках. Между тем, эти документы готовились французской стороной, а советская их только согласовывала.

ну да... типа, эка невидаль русскоязычные французы...

совершенно верно - капитан французских ВВС, начальник 2-го (прописью: Второго) отдела штаба ВВС "Свободной Франции" Альбер Мирле, сын своих родителей, граждан российской империи неправославного вероисповедания, выехавших во Францию еще до первой мировой войны.

генералы выдвигают идеи и командуют, а пыхтят лейтенанты-капитаны...

Капитан Мирле - крестный отец Нормандии-Неман. Тот человек, которому было поручено проработать с Советами вопрос о формировании французской авиачасти, подготовить необходимые документы и согласовать их с советским командованием. Что он и сделал... и делал в течении всей войны, являсь тем Центром который собирал информацию от французской военной миссии в Москве и передавал ее де Голлю, и в обратном направлении от де Голля к генералу Пети. Он же занимался набором и пополнением Нормандии пилотами. И набирал, не всегда в благородных целях, русскоязычных в Нормандию. Именно он сумел убедить СССР в создании чисто французской полу-автономной воинской части. Первоначально советское командование соглашалось на формирование интербригад по типу испанских. Именно он убедил де Голля в необходимости продолжать переговоры, когда тот в сердцах, что СССР не желает его признавать единственным главой, хотел отказаться от идеи посылки французов в СССР. И когда позднее их хотели отозвать для участяи в боевых действиях на Западе.

Альберт Львович Мирлес родился 26 февраля 1914 г. в пригороде Парижа Сюрен.
Его родители бежали во Францию из Кишинева в 1908 г. после революции 1905 г. в которой принимали активное участие. Отец был одним из ведущих инженеров "Рено", а мать пианисткой.
В школе учился в одном классе с дочерью Ильи Эренбурга Ириной, через которую позднее в Москве он привлек знаменитого писатели к участию в судьбе Нормандии-Неман.

Закончил летную школу, затем в 1932 г. Сорбонну.
Кроме русского в совершенстве владел немецким, английским, испанским. польским. Всего мог пользоваться 14 языками. В 30-х годах активно участвовал в различных обществах франко-немецкой дружбы. Ездил в Германию в 1934 г. После прихода к власти Гитлера и политики антисемитизма в Германии, становится убежденым антифашистом.

В 1936 г. в качестве научного сотрудника был откомандирован в распоряжение ВВС. Занимался проблемами обледенения самолетов.

В 1940 г. в звании старшего лейтенанта пытался вступить в армию и получил отказ по здоровью. После капитуляции уехал в Бордо откуда на польском судне "Собеский" вместе с будущими пилотами Нормандии-Неман Жаном де Панжем и Михаилом Шиком выехал в Лондон, где примкнул к де Голлю cменив фамилию на Мирле.

В 1940 г. участвовал в неудачной экспедиции в Дакар, был ранен, избежал плена, оказался в Камеруне, где познакомился с Леклерком. Подхватил тропическую лихорадку и был вывезен для лечения в Лондон. Затем переведен в Британское Министерство Авиастроения, где занимался инженерными разработками. В частности, работал над проблемой обледенения крыльев самолетов в полете, и разработал принцип срезания немецких аэростатов от тросов крепления, что позволяло самолетам преодолевать воздушные заграждения. Его первые аппараты были установлены на самолетах короля и Премьер-Министра Англии. А затем ими были оборудованы все бомбардировщики.

В начале 1942 г. пробил час, как в совершенстве владеющий русским языком, произведен в капитаны и назначен начальником 2-го отдела ВВС, получив задачу - формирование французской авиачасти в составе Красной Армии в СССР. Вступил в контакт с советскими дипломатами и военным атташе в Лондоне. Целиком разработал проект, рекомендации и документацию по формированию эскадрильи/полка/дивизии.

В августе 1942 г. направляется в СССР в качестве заместителя генерала Пети по формированию эскадрильи. Первоначально отправился на Мурманск с караваном PQ-17, который был рассеян немецким флотом, сам Мирле к счастью оказался в Исландии. Второй раз он отбыл через Ливан-Иран в бомболюке бомбардировщика. В Ливане лично переговорил с каждым из пилотов, вступившего в эскадрилью Нормандия. В Москве среди прочего встречался с Молотовым и Морисом Торезом, попутно работал над выявлением агентов НКВД в составе французской военной миссии и разоблачил секретаря-переводчицу генерала Пети некую мадам Мисраки, передавшую советским спецслужбам шифры военной миссии. Благодаря бдительности Мирлеса шифры были сменены. Кроме того по его рекомендациям были отозваны ряд лиц французского посольства черезчур рьяно симпатизировавших коммунистам.

Участвовал в выборе места базирования французской эскадрильи и лично встречал пилотов, прибывших в СССР в декабре 1942 г. Именно он отказался от того, что бы эскадрилья воевала на иностранных самолетах и потребовал для ее вооружения лучший советский истребитель. И отстоял это решение даже тогда когда дело дошло до того, что его вызвали в британское посольство и потребовали объяснений в отказе от британской авиатехники. Кроме того пытался неофициально продвигать свои работы по антиобледенению самолетов. В апреле 1943 г. находился в эскадрильи при первых боевых вылетах Нормандия-Неман. Тем временем его бдительность родила контрбдительность и неудовольствия посла де Голля в СССР Роже Гарро, который в июле 1943 г. лично накатал де Голлю "телегу" против Мерлесса, обвинив того в нелояльности по причине присутствия на принятии присяги Войском Польским в СССР, тем самым официализировав французское присутствие с коммунистической стороны Польши. В свою очередь Мирлес посылает аналогичный донос на посла одновременно обвиняя его в попустительстве советским и американским интересам. Любопытно, что для улаживания конфликта Де Голль препочел заменить посла, а не особиста. Однако замена Гарро на Гастона Палевского не состоялась поскольку СССР отказался признать нового посла в случае замены Гарро, и одновременно выставил счет за аренду дипломатических зданий не оплаченый с 1940 г.

В августе 1944 г. был направлен генералом де Голлем для занятия Штаба ВВС в Париже.

В первой половине 1945 г. переведен в подчинение Петра Фурко, а назначен в отдел научной разведки. Во главе спецгруппы был переброшен в Германию где организовал захват Вилли Мессершмидта и важной технологической документации из его конторы.

Присутствовал на встрече полка Нормандия-Неман в Ле Бурже. Орден Почетного Легиона, Военный крест, медаль "За Победу над Германией", орден Отечественной Войны (1985)...

После войны вновь меняет фамилию с уже всем известного Мирле на свою настоящую Мирлес в память о своем отце, участнике Сопротивления, расстрелянном в 1942 г. в Париже на Мон-Валериен.

В 50-х годах совместно с бывшими одесситами Жаком Бержье (во время войны организовал группу из русских эмигрантов, занимавшихся установками Фау в Па-де-Кале, после войны капитан службы промышленного шпионажа, один из соавторов фильмов про Джеймс Бонда) и Владимиром Гавронским создал компанию "Recherches et Industrie", в которой занимались изучением и применением секретных немецких разработок, захваченых в начале 1945 г. у Мессершмидта и т.д. А также разработкой оружия с использованием немецких наработок по тяжелой воде. Офицер Почетного Легиона.

в начале 60-х 5 лет был экспертом ООН по научно-техническому взаимодействию. Затем работал в Индии по продвижению французского воздухоплавания против советского.

активно приветствовал Перестройку и Реформы. В 1993 г. впервые со своей стороны, выйдя из тени секретного агента, участвовал в празднованиях 50 летия Нормандии-Неман во Франции и в РФ.

скончался 12 апреля 1999 г. в Женеве.

в 1994 г. написал небольшой труд "Рождение Нормандии-Неман", в котором кратко описал свои усилия по организации эскадрильи, трения с французским послом в СССР, свои героические усилия против "коварства КГБ" в 1943 г. Единственная ценность этого труда - фраза с которой он его начал : "Множество книг, фильмов, телерепортажей, как по-французски так и по-русски рассказывают о героизме летчиков Нормандии-Неман на русском фронте. Однако множество белых пятен истории этого подразделения до сих пор не раскрыты..."

© С.В.Дыбов, 2009 г.




Нормандия-Неман, персоналии, история Франции, ww-2

Previous post Next post
Up