НОРИЛЬСК НЖД

Apr 07, 2013 17:00

Давненько порывался рассмотреть электровоз-памятник возле здания железнодорожного вокзала, что на улице (сюрпрайз!) Вокзальная.

01. Общий вид, здание вокзала справа.


02. Вблизи.


03. Заводская табличка.


04.


05.


06.


07.


08.


Теперь о самом памятнике и историческом электровозе.
Статья Электрическая сага из газеты «Заполярная правда» (http://gazetazp.ru/2011/113/7/)
Рассказывает хранитель музея истории дороги Николай Александрович ЯКУШИН.
Этот электровоз уже устанавливали здесь в 1986 году, но неудачно - внизу проходили коммуникации: трубы канализации, теплотрасса. Во время одного из ремонтов вскрывали коллектор под электровозом, а его убрали на отстойные пути, да так там и оставили.


Электровоз и двух его братьев серии IV-КП-I (что значит контактный промышленный электровоз четвертой весовой категории) привезли в Норильск с завода-изготовителя в 1953 году, в этом смысле он ровесник города. В те годы Норильская железная дорога переходила с паровозов на электрическую тягу. Вот три таких электровоза и были в Норильске первыми.
Правда, эксплуатировать их начали только в 1954 году. Поначалу и установка контактной сети для них еще не была закончена, и депа не было, и людей, чтобы их водить, тоже. Ведь ни одного электровозника в молодом Норильске еще не было, были только машинисты паровозов. Около года первые электровозы простояли в ожидании работы - здесь же, на станции Норильск-Сортировочная, которая в то время еще называлась станцией Зуб-гора.
В феврале 1954 года в одном из цехов Малого металлургического завода сделали новое депо. Организовали курсы, подготовили восемь машинистов электровозов и вскоре начали возить уголь от Центральной углесортировки (станция Угольная на Шмидтихе) до ТЭЦ.
Их называли «русАчками», потому что они были изготовлены в России, в Новочеркасске. А были еще и немецкие электровозы аналогичной модели. Их делали под Берлином и в качестве контрибуции отправляли в Россию. Здесь их звали «немками».
В Норильске эти «русачки» и «немки» работали до 1981 года. Позже комбинат взял на вооружение новые, более мощные электровозы, которые работали от напряжения в 3000 вольт. Под них переделали всю контактную сеть и все подстанции, а старые тепловозы на 1500 вольт были списаны.

09. На грани исчезновения. Фото 2007 г., автор Р.Попов. Обратите внимание на утраченную и не восстановленную эмблему с советским гербом.



10. Историческое фото с сайта http://foto.gazetazp.ru/ автор Михаил. Переезд на ул. Октябрьская в Старом городе. Часто использовались "спарки" электровозов.



11. Согласно рассказу Николая Якушина, на всех предыдущих фото "русачки", т.е. электровозы серии IV-КП-I отечественного производства. Но были в Норильске ещё и "немки", т.е. внешне похожие электровозы ЕЛ2,

по информации с http://scaletrainsclub.com строившийся в ГДР на локомотивостроительном заводе Ганс Баймлер нем. Lokomotivbau Elektrotechnische Werke для предприятий Советского Союза. Всего с 1957 по 1967 гг для нужд СССР было построено 230 электровозов ЕЛ2.
Историческое фото с сайта http://foto.gazetazp.ru/ . г. Норильск, НЖД.



12. Цветное фото рабочего экземпляра с http://parovoz.com Внешние отличия серии IV-КП-I от ЕЛ2 хорошо заметны.



фото, Норильский никель, история, НЖД, НПР, производство, техностарина, Норильск, памятник

Previous post Next post
Up