В продолжение темы про воинские части Норильского промышленного района (НПР) выкладываю большой материал про лётчиков-истребителей, недолго базировавшихся в Алыкеле в 1990-93 годах. Конечно, они не были единственными военлётами Норильска, но зато их краткое пребывание в Норильске было ярким и драматичным.
А теперь рассказ про 57-ой гвардейский краснознамённый истребительный авиационный полк (57 ГИАП).
57-ой ГИАП начинал свою историю как 36-ой иап сформирован в 1938 г. в Баку. В августе 1941 г. вводился в Иран. 27.11.41 г. полк переведен в станицу Крымскую, а вскоре перебазировался на полевой аэродром под Ростовом-на-Дону, где шли бои войск Южного фронта. Входил в состав 72 иад. На вооружении до ноября 1942 г. имел самолеты И-16. Входил в состав 237 иад. На самолетах И-16 в июне - июле 1942 г. в районе Кубани и северо-восточного побережья Черного моря произвел 1976 боевых вылетов, из них 661 - на штурмовку войск и техники противника. Летчики полка провели 56 групповых воздушных боев и сбили 13 самолетов противника. Преобразован Приказом НКО СССР No. 63 от 08.02.43 г. в 57 гв. иап. Входил в состав 216 сад. На вооружении имел самолеты "Спитфайр" Mk V (апрель - июль 1943 г.), а с сентября 1943 г. пересел на P-39 "Аэрокобра". Базировался в Вещево (Пушкин) Ленинградской области. На 1964 г. имел на вооружении МиГ-15УТИ и МиГ-21У (о боевых информации нет). Первый полк полностью перевооруженный на Су-15ТМ. В 1976 г. расформирован. Номер, Знамя, почетные наименования и награды переданы 991 иап (Бесовец). 991-й ИАП (Рогачево - Бесовец - Алыкель) сформирован в составе ВВС Северного флота в соответствии с Директивой Начальника Главного Штаба ВМС от 17.09.1954 г. и Штаба СФ от 18.03.1955 г. к 10.03.1955 года. День полка установлен 16.04.1955 г. Новый 57 гв.иап в 1990 г. перебазирован в Алыкель (Норильск). В 1991 г. перевооружен с Су-15ТМ на МиГ-31Б. Единственный полк полностью перевооруженный на МиГ-31Б. В 1993 г. расформирован. Техника передана в 712 гв.иап Канск Красноярского края.
История появления 57 ГИАП в Норильске началась со скандала и выглядела примерно так:
Шимасик: Расскажу про одного из однокашников. В 1990 году Горбачёв подписал с Финляндией соглашение о демилитаризации границы. Для 57-го истребительно авиационного полка 22 дивизии ПВО (гарнизон Бесовец, Карелия) это обернулось трагедией.
По соглашению полк должен был быть расформирован. "Умнейшие головы" в МО решили его передислоцировать в г. Норильск Красноярского края. В Норильске кроме аэродрома не было ничего для принятия полка, однако "умные головы" пели сладкие песни про то, что всё будет. Первая партия СУ-15 ТМ улетела в Норильск своим ходом. Вернувшиеся обратно транспортным бортом лётчики рассказали правду. Жить негде, казармы полуразрушены, базы нет, кругом тундра, да и не в сам Норильск, а в Алыкель - это км за 50 в тундре, в общем полная жопа. Первыми взбунтовались жёны, вопросы про детей, сады и школы, работу и проч. не находили ответов. За ними стали роптать офицеры. Вскоре появились те, кто написал рапорта об отказе переводиться по разным причинам, потом те, кто без причин, потом кто хочет уволиться. В 91-м это было нонсенс, пока не выслужишь 25 лет, можно только через суд чести. Назревал реальный БУНТ. В авиации вообще с дисциплиной плохо, поэтому ситуация явно выходила из под контроля. Из Питера и Москвы понаехало генералов, было их как собак не резанных, и между них суетился с ними приехавший ст. л-т. Сасин,(16 батарея 163 гр) в какой он должности был не знаю, но сидел в президиуме с ЧВСом. В клубе собрали актив и политработников, чтобы озадачить нас влиянием на совесть несознательных офицеров. Сасин прекрасно видел меня, я видел его, но мы были по разную сторону баррикады. Разговор с активом не получился и закончился криками и угрозами ЧВСа (снять, выгнать, разжаловать, и т.д.) После собрания я не подошёл к Сасину, а он не подошёл ко мне... Из всех вариантов развития событий, был выбран самый мерзкий, в среде офицеров нашли штрейкбрехеров, таких же жён офицерских (всего человек 6-8), объявили их инициативной группой женсовета и коллектива, заказали им самолёт до Норильска, а по прибытии в Норильск, посадили в кабинете комдива и показали документы: бабам на повышение их мужей, а офицерам на их повышение. Причём все места службы были в Питере. Задача была проста - уговорить всех, что бытовые условия прекрасные. Им вручили фотографии, якобы домов и квартир, которыё пойдут под заселение, фотки садика и школы и вообще цветущего Норильска. Надо сказать, что приехавшие оттуда активисты, играли роли так, что МХАТ просто отдыхает... Они собирались ехать в первую партию, говорили что там мёд, а не служба, и кто не поедет первый тому квартиры достанутся на 1-м этаже и проч. хуйню... Сасин прекрасно знал всю кухню, не раз ещё бывал в гарнизоне, но мне, поддержавшему мятежников, не сказал ни слова.... Полк скрепя, начал грузиться на эшелоны до Мурманска, там на пароходы до Дудинки, оттуда до Алыкеля своим ходом... То что я увидел, было просто мраком... Ни один "активист" из инициативной группы на Север не приехал, думаю что если бы приехал, то если не жизнь, то здоровье у них точно бы испортилось до какой-нибудь степени инвалидности..." С
http://wap.lvvpy15.borda.ru/?1-0-0-00000011-000-10001-0 Перелёт самолётов осуществлялся в условиях полярной ночи и завершался рискованной посадкой на аэродром, лишенный большей части положенного аэронавигационного оборудования, однако обошлось без проишествий.
01.
02.
03.
04.
05.
06.
07.
08.
09.
10. Перехватчики Су-15ТМ.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. Норильск, ул. Севастопольская, 9 мая 1993 г.
19. Норильск, ул. Севастопольская, 9 мая 1993 г.
20. Норильск, ул. Севастопольская, 9 мая 1993 г.
.
21. Крайний парад. Прощание со знаменем.
22. Крайний парад. Прощание со знаменем.
23. Начало 1990ых, Алыкель.
Фото с
http://svvaulsh.ru