очень хороший текст. Неужто это перо самого Н.Н.Урванцева? В свои детские годы, прошедшие на Каме в конце 50-х, я встречал трактора СТЗ-НАТИ, а на полуторке ГАЗ-А, нас возили в поле. Урванцев лишь мельком упоминает о трудности завести мотор в сильный мороз. Может, есть где-то более подробное описание этой процедуры?
Авторство Урванцева пока никто и не оспаривал. Помимо научных отчётов и докладов ему был вполне доступен и научно-популярный формат. Про мотор написано достаточно подробно: "Серьезный вопрос - запуск машин после ночевки на сорокаградусном морозе и ветре. Антифризов тогда не было, а применять для охлаждения керосин вместо воды было опасно в пожарном отношении. Остановились на обычной воде. На ночь воду решили сливать в 20-литровые бидоны и убирать в термос - ящик из фанеры с двойными стенками, засыпанными сухими опилками и с чехлами из оленьих шкур внутри. Вода в них оставалась теплой даже на вторые сутки. Утром ее надо было только подогреть, для чего мы сделали кипятильники из жести в виде самоваров с поддонами, куда наливался бензин. Чтобы при заводке не мешал ветер, были сделаны переносные складные ширмы, защищающие машины. Аккумуляторы были утеплены, имели повышенную мощность и более высокую плотность электролита во избежание размораживания. Для заливки бензина в баки сделали воронки с частыми сетками и с замшей, чтобы ни капли
( ... )
Спасибо за пояснение. Я помню мучения шоферов в зимние дни. Приходилось им разжигать костёр под мотором. В изложении Урванцева мне непонятно вот что. Заливка воды занимает время. На морозе оно ограничено. Как они умудрялись сделать всё, не заморозив воду...
Очень интересный текст. "Груз мог вполне уместиться на одну машину, но, следуя закону Севера, пошли на двух" Абсолютно правильное решение. А сколько геморроя с водой для радиаторов, но грамотная подготовка уменьшила риски.
Comments 9
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment