Это была небольшая уютная выставка в странной галерее зальчиков на Крымке, где я до этого ни разу не была. Костюмы, эскизы, фотографии, афиши, совсем немного живописи, весьма любопытной. Экспозиция казалась настолько документальной, что фотографировать в голову не пришло. Сейчас поискала что-нибудь для иллюстрации в сети, и поняла, что все примерно так же реагировали. Поэтому ничего выкладывать не буду - есть фото в сети, есть материал на сайте Третьяковки, кому надо, может посмотреть.
Это уже вторая выставка, посвященная Дягилевским сезонам, на которой я оказываюсь, и, в отличие от
первой, здесь экспозиция строилась не вокруг творчества художников, а вокруг самой идеи этих сезонов, ее разработки и воплощения. Наконец-то я эту идею поняла. Зато мне стало непонятно, почему я не интересовалась этим раньше. Как будто сторонилась я этого Дягилева с его сезонами. И тема-то вроде бы совсем моя, а я все как-то мимо смотрела...
Целый год подспудно варилась у меня в голове эта коллизия, и вот получился некий вывод. Да, русские сезоны в Европе имели ошеломительный успех. Да, у европейцев случилось знакомство с русской культурой. Но... С русской ли? Или все-таки с "новорусской"? Или с "псевдорусской"? Как назывался этот стиль? Русские мотивы в спектаклях Сезонов не только намекали на язычество, к ним еще был примешан азиатский колорит и стиль балаганчика. Дягилев вез в Европу экзотику. На экзотику Европа и клюнула. Да, было много восторгов, но какое мнение о русской культуре сложилось у европейцев? Думаю, такое же как об индийской или китайской - причудливая культура варварской страны. Так мыслили чопорные европейцы, и это мышление Дягелев подкрепил, не то чтобы намеренно, но уж наверняка не бессознательно...
Жаль, конечно, что все так... Но от этого спектакли не перестают быть шедеврами, ярким историко-художественным явлением, которому трудно подобрать аналоги.
И выставка была хороша)