Про образ жертвы.

Jun 06, 2017 15:32

Предыдущий пост этой линии: http://sevencats.livejournal.com/382700.html

Я продолжаю разглядывать себя внутри своей головы после довольно разрушительной серии потерь и разочарований. Человек я, вроде бы, уже другой, но ощущения не самые приятные - как после принудительной пластической операции). Потихоньку наступает «все пройдет», или просто заморозка продолжает действовать… Так или иначе, прежней мне уже не быть, и появились вещи, на которые я смотрю вполне со стороны.



Одно из явлений, с которым мне удалось справиться - по крайней мере, до той степени, когда я способна его идентифицировать, купировать и в дальнейшем контролировать - это «образ жертвы». Поэтому мне хочется изложить свое понимание - это, своего рода, вербализация опыта. Текст получился очень длинный, поэтому я тупо порезала его на части.
В конце этого поста будет "продолжение следует".


Покуда я формулировала свои инсайты, френдлента синхронизированно принесла «посторонний» взгляд на тему: http://flowerspbmax.livejournal.com/859836.html. Прежде всего, это отличная иллюстрация к тому, что образ жертвы принято воспринимать негативно. То есть, это один из примеров того, почему его принято так воспринимать. Для меня как само такое отношение, так и этот пример, являются весьма спорными. Сразу хочется предупредить: если бы Ангел применил свою терапию ко мне, я бы перешла на сторону Зла. Я бы спаслась гораздо раньше героини сюжета, но на той стороне - просто разрушив все авторитеты. Вообще, у меня любые воззвания к смирению, пропаганда всякой каратаевщины, вызывает исключительно воинственные настроения (хм, наверное, большинство людей даже не разглядят в этой сказке таких воззваний)). А вот если бы Ангел сказал мне: «возьми меч и разруби этот узел», я бы послушалась)). Правда, взятие меча стоило бы мне трех лет в тренажерном зале, но это приемлемо для меня).

Чувство жертвы, конечно, гораздо шире чувства обиды, о котором идет речь в сказке. Жертвы ощущают и шок, и отчаяние, и разочарование, и страх, и много чего еще, включая мазохистический фатализм (из-за которого «образу жертвы» больше всего и достается). Обида из этого ряда выделяется особенностью добровольного саморазрушения. То есть, это эмоция более высокого уровня, чем, скажем, страх. Обида - это уже личное отношение к вещам, хотя и на эмоциональном уровне, а наши отношения к вещам формируются с позволения нашей воли (условно добровольно). С другой стороны, обида - саморазрушающее чувство. Как хорошо было где-то сказано: «обида - это когда выпиваешь яд и ждешь, что умрет другой». И это вызывает морализаторское желание подвергнуть обиду остракизму (а у меня - еще и углубиться в тему, но возьму себя в руки).

Вот именно с обидой я такой опыт однажды и провела, невольно. Когда я вылезла из первого брака (я постоянно буду приводить примеры из этого периода-момента моей жизни, потому что это просто клондайк таких примеров)), разрушившего мой идеальный образ альтруистично-справедливого мира, я была в агрессивном состоянии выживания и, развоевавшись, выбросила на помойку все свои обиды. Кто-то внутри сказал: «это разрушает - значит это нам не нужно», и я запретила себе обиды. Как-то очень эффективно получилось. Иной раз внушаешь себе что-нибудь долго и упорно, и как об стенку горох. А тут даже осознать толком не успела… Правда, мысль запомнила.

А лет через десять, на входе в новый кризис, стала замечать за собой поведение и реакции, которые мне не нравились, потому что говорили о наличие некого «комплекса». Ну, вертела я их в голове, вертела, и поняла, что я-таки обижена. Причем обижена еще тогда, больше десяти лет назад. Оказывается, ни на какую помойку обиды не выбросились, а спрятались в дальнем уголке мозга, десять лет относительного благополучия там проспали, а стоило почве под ногами дрогнуть, как они подняли голову. И начали руководить моими реакциями. Тогда само произнесение слова «обида» принесло большое облегчение и прогресс. А так же опыт того, что брутально загнанное в угол чувство никуда не исчезает, а лишь ждет своего часа. Еще через десять лет я подробно обчитала, как и почему это происходит.

Этот опыт я вспоминаю сейчас, размышляя об «образе жертвы», то есть о состоянии человека, когда он ощущает себя жертвой кого-то или чего-то (но не самого себя, то есть, «жертвенность» - это из другой оперы). Продолжение следует...

осебятина, Сказки, антропологика, ЖО, К дедушке Фрейду, Никто не любит посттравматиков

Previous post Next post
Up