С чего начать?... Иногда просидевшее полжизни взаперти «творческое начало» начинает агрессивно рваться наружу, но не находит формы воплощения. И ты мечешься, пытаясь наладить обходные коммуникации между правым полушарием с его образами и рабочей, правой же, рукой, управляемой левым, логическим полушарием. Вот в таком паническом поиске воплощения у меня неожиданно родилась мысль собрать ожерелье из деревянных пуговиц. Пуговицы - это фетиш, корни которого уходят в мой личный превербальный период… Нет, московские деревянные пуговицы никуда не годятся. Они плоские и ширпотребные, из дешевой сосны, а то и из фанеры. И при этом стоят как чугунный мост со всеми его заклепками. В Таллинне другие пуговицы. Они из разных пород дерева, разных оттенков, разного узора. Есть в клетку, есть в полоску, шахматными квадратиками или беспредметными пятнами. Это все древесная структура, разумеется. Размеры и формы так же весьма разнообразны и действуют на воображение. Эстонцы эстетически тщательны и мало адаптированы к халяве…
И вот я брожу по Старому Городу в поисках магазинчика с деревянными пуговицами. Я не раз в нем бывала, облизывалась на них, брала в руки и клала обратно - не находила рационального оправдания покупке. А без рационального оправдания знаете сколько всего можно накупить - ого! В багаж не влезет… Теперь оправдание у меня было. Но не было магазина. То есть, его не было там, где я предполагала его найти. Возможно, он был где-то не там… У меня странные отношения с топологией Старого Города. Я не могу ее запомнить. Кусочки не собираются воедино. Скорее всего, просто оттого, что я никогда не сосредотачиваюсь. По большей части я там витаю. Поэтому отдельные фрагменты города заучены наизусть, а связки между ними отсутствуют. В один из таких провалов засосало магазинчик с деревянными пуговицами. Может быть, его закрыли - кризис здесь не прекращается, и точки регулярно закрываются. Может быть, в нем больше не продают пуговиц, а без пуговиц я его не узнала. В общем, я обошла все места, которые хоть чуть-чуть напоминали то, что я искала, но - увы. В конце концов, я оказалась на Венэ - Русской улице - и поняла, что дальше искать бессмысленно. Пошла по Венэ к знакомому стекольному магазину, заглянула туда, полюбовалась на чудесные стеклянные штучки, для которых не было рационального оправдания, и пошла дальше…
На изгибе Венэ, на другой стороне улицы, увидела незнакомый магазинчик "Wooden Magic". Странно, почему я его раньше здесь не видела. Рядом с ним знакомый кузнечный магазин, а этого я не помню. Может, там есть пуговицы? Зашла. В туристических магазинчиках Таллинна нет витрин, товар лежит открыто на столах и полках, и пространство часто организовано очень странно. Если учесть, что все магазинчики располагаются в старых домах Старого города, то многим удается создать весьма колоритную атмосферу. В этом магазине пахло средневековьем. Хозяйка в национальном костюме. Стилизованные изделия. Правда, деревянных пуговиц не было. Но были руны...
Долго смотрела на руны, хотела взять себе какую-нибудь, но так и не выбрала. Пошла к металлическим изделиям, нашла себе три классных «средневековых» пуговицы и большую булавку. Хозяйка была рада, видно покупателей у нее немного. Я спросила ее про деревянные пуговицы, она бросилась искать мне адреса возможных магазинов. Разговорились.
- Я хотела бы купить руну, но не знаю, что мне надо.
- А это какая на вас смотрит... А лучше, если подарят!
- У меня была руна, но ее украли вместе с кошельком… /зачем это я ей рассказываю??/
- Значит, она должна была уйти.
И, увидев мои округлившиеся глаза, добавляет: «Они должны уходить, когда отработали! Если, конечно, вы не умеете их чистить...»
И вдруг очень строго: «Вы знаете, что даже маятники надо чистить раз в неделю?! /я маятников-то не знаю, не то что "чистить"!/ И руны надо чистить, а иначе они должны уходить, потому что в них всё собирается!"
И, внезапно осекшись: «Ну, это конечно зависит от того, как вы к этому относитесь…»
Я плачу за покупки, благодарю, прощаюсь, выхожу… И понимаю, что мне ответили на мой незаданный вопрос.
***
У меня сугубо практические отношения с рунами. Давно и случайно попавший мне в руки комплект картонных прямоугольников с рунами и мятый журнальный листок с короткими толкованиями доказали свою предсказательную эффективность, а дальше этого я и не заходила. Я и с этим-то фактом с трудом мирилась…
Я вспомнила о рунах, когда я стала рисовать и раздавать
кивикоттики. Даша попросила нарисовать и ей один. Но никак не могла выбрать для себя символ. В конце концов, я подумала за нее: «Чего я больше всего хочу для Даши? Защиты, охраны, безопасности. Значит, нарисую ей «осоку» (альгиз)». В моем листочке эта руна означала помощь, терпение под защитой, заботу о здоровье.
Ну, вот я взяла акриловую краску и кисть - в первый раз - и руна легла на камушек как будто так и было. Почему-то я решила обвести ее маркером - люблю четкие контуры. И вот пока я делала три шага к стеллажу, где лежал маркер, в моем винампе, поставленном на случайный выбор мелодий, заиграл «La Maison». У меня в мозгу мгновенно всплыли колышущиеся среди камней лиловые травы (как раз-таки Человек из Таллинна как-то анимировал свои фотографии и положил под них эту музыку) и, повинуясь какому-то внутреннему импульсу, я вскинула руки вверх и на мгновение застыла в позе «альгиз». Правда, тогда я еще не знала, что этот значок условно изображает человека, воздевшего руки к небу.
После этого последовал странный, спровоцированный, поиск широкого значения руны в интернете, закончившийся тем неприятным откровением, что перевернутая «осока» означает смерть. И я не решилась отдать руну Даше. Нарисовала ей символ Изиды, она была довольна, а «осоку» я убрала в долгий ящик.
К августу суставы серьезно разболелись. Я начала процесс общения с врачами. А в сентябре нашла свою «осоку», вспомнила, что она выпала мне в раскладе на этот год, написала на обратной стороне «kivi kotti» и сунула руну в кошелек. Если быть честной, в тот момент я никак не связала этот свой жест с болезнью.
Общение с врачами бесконечно затягивался из-за бесконечных формальностей. По ходу, глядя на мои руки, все они бесконечно удивлялись, как я обхожусь без «препаратов» - обезболивающих. Но дело в том, что где-то с октября мои руки постепенно переставали болеть, и до таблеток дело так и не дошло. К февралю, когда мне, наконец, поставили диагноз и прописали лечение, мои руки полностью пришли в норму. Между тем, лечение таково, что надо ежемесячно проверять состав крови… Взвесив все за и против, я отказалась от приема лекарств. Ни разу не пожалела.
Однако еще до того, в новогоднюю ночь, у меня украли рюкзак, в котором был кошелек с руной. Кошелек был пуст, даже карточек в нем по случайности не оказалось. Тем не менее, событие было травмирующим, и в поисках оправдания ему, я подумала о руне…
***
Через пару дней, перед отъездом из Таллинна, я решила снова зайти в "Wooden Magic". Лиза попросила привезти ей «какую-нибудь штучку». Я подумала: подходящее место для поиска штучек.
Магазина не было… Я три раза прошла туда и обратно по короткому изгибу Венэ, прежде чем с какого-то ракурса заметила его. Но он был закрыт. Я вспомнила «Степного волка». И поняла, что мне надо познакомиться с маятником…