Sep 25, 2012 13:11
Завтра 26.09.2012 в 10-00 в областном суде состоится слушание дела по вредному воздействию шума от полетов самолетов на здоровье граждан.
Размещаю заключение Уполномоченного по правам человека в Челябинской области по полетам самолетов.
"В связи с проходящими в областном суде разбирательствами к Уполномоченному по правам человека в Челябинской области продолжают поступать многочисленные жалобы граждан на оказываемое воздействие от полетов военной авиации над городом Челябинском и Челябинской областью.
Экологические проблемы, связанные реализацией прав жителей Челябинской области на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации), на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (ст. 11 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), затрагивают интересы населения города Челябинска и Челябинской области.
Российская Федерация как государство, ратифицировавшая Конвенцию по правам человека, обязана предпринимать действенные меры по защите прав граждан, гарантированных статьей 8 Конвенции (право человека на уважение его частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции).
За период с 1.08.2011 г. по 01.08.2012 г. в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Челябинской области самое большое количество жалоб поступило в связи полетами над г. Челябинском и прилагающими территориями самолетов боевой авиации Министерства Обороны РФ.
В течение 2011 года в различные органы государственной власти обратилось 410 граждан, в 2012 году в связи с непрекращающимися полетами военной авиации над городом количество жалоб граждан увеличилось. С 1 января 2012 по 30 августа 2012 году поступили жалобы на неблагоприятные условия проживания 480 граждан г.Челябинска и Челябинской области.
Построенный в 1936 году военный аэродром «Шагол» со складами боеприпасов и горюче-смазочных материалов оказался сегодня практически в центре миллионного Челябинска. Министерство обороны сформировало авиационные эскадрильи на территории аэродрома «Шагол». Самолеты боевой авиации Министерства Обороны РФ, базирующиеся на аэродроме «Шагол», расположенного в границах города Челябинск - на землях Курчатовского района г. Челябинска и Сосновского района Челябинской области - осуществляют полеты днем и ночью.
Население города испытывает физические и нравственные страдания от акустического воздействия пролетающих на низкой высоте боевых самолетов. В большей степени неблагоприятное влияние шума оказывается на население, проживающее под глиссадой на расстоянии 20 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома «Шагол». В данную зону влияния попадают жилые кварталы по улицам: Моховая, Водосточная, Велосипедная, Фабричная, Танкистов, Детская, Марченко, Шуменская, Комарова, Котина, Подольская, Бажова, Арзамасская 3-я, Героев Танкограда, пр. Победы, Турбинная, Культуры, Горького, Механическая, Рабоче-Крестьянская, ул. Брянская и др.
Самолеты военной авиации, используя воздушное пространство над городом, осуществляют полеты круглосуточно на приаэродромной территории длиной 60 км и шириной 30 км, где, в соответствии с зонированием генплана города, находятся жилые дома.
При измерении физических параметров среды от полетов военных самолетов авиационной базы ВВС РФ, расположенной в п. Шагол, подтвердилось, что уровень звука при полете превышает допустимый уровень в несколько раз и не соответствует требованиям санитарных правил и нормативов. Население города испытывает, в дополнение к химическому загрязнению от промышленных предприятий города, влияние акустического воздействия от шума самолетов военной авиации, базирующейся на аэродрома «Шагол».
Несмотря на неоднократные обращения во все органы государственной власти на нарушение прав, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, действующими санитарно-эпидемиологическими правилами, вопрос о прекращении полетов над городом не решен до сих пор.
В связи с массовым нарушением прав граждан г.Челябинска в Челябинском Областном суде рассматривается гражданское дело в защиту неопределенного круга лиц к Министерству Обороны РФ «О прекращении экологически вредной деятельности, взыскании материального и морального вреда пяти гражданам".
Разрешение конфликта затягивается по следующим причинам:
1) аэродром «Шагол» имеет искусственную взлётно-посадочную полосу (ИВПП) с магнитными курсами взлёта и посадки 120°/ 300° и невозможность взлёта и посадки самолётов с другими курсами, что не позволяет осуществлять взлет и посадку не над территорией г.Челябинска;
2) в соответствии с особенностями лётной эксплуатации самолётов, взлёт и посадка осуществляются, как правило, с одним курсом; применительно к аэродрому «Шагол» - либо только с курсом 300°, либо только с курсом 120°; основной курс взлёта и посадки на аэродроме «Шагол» - 300°;
3) невозможность выполнения полёта по кругу в сторону, противоположную от города Челябинска в ввиду производства полётов в аэропорту «Баландино»;
4) необходимость полётов на малой высоте по прямолинейному участку протяжённостью около 20 км через Ленинский и Тракторозаводский районы для выполнения посадки; самолёты Су-24М и Су-24МР, базирующиеся на аэродроме «Шагол» и выполняющие над городом Челябинском наиболее опасные, сложные и напряжённые этапы полёта, как взлёт, набор высоты, снижение по глиссаде, создают угрозу безопасности населения города Челябинска, с высокой вероятностью авиационного происшествия в пределах города Челябинска, с возможным падением самолета на жилые кварталы или промышленные зоны, с гибелью людей, разрушением жилых, а также промышленных сооружений, и возможностью экологической катастрофы;
Перед началом совершения действий по организации базы ВВС на аэродроме «Шагол» в соответствии с действующим законодательством необходимо было определить санитарно-защитную зону и зоны ограничения застройки (ЗОЗ) для защиты местного населения от воздействия шума и электромагнитных излучений, чего сделано не было.
Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами. В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существующая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью акустического воздействия.
Данное нарушение должно быть устранено, так как произошла застройка в данной зоне и по фактическим замерам акустического воздействия оказывается неблагоприятное влияние шума на здоровье населения. Единственный выход в этой ситуации - запрет полетов военных самолетов с аэродрома «Шагол» и поиск Министерством обороны РФ площадок, соответствующих санитарным нормам, или строительство нового аэродрома с соблюдением действующего законодательства".
здоровье граждан,
вредное воздействие,
самолеты,
шум