Оригинал взят у
gostyam в
Инкерманский завод марочных винСентябрь в Крыму и Севастополе зачастил дождями, и для продления летнего настроения было решено совершить экскурсию в место, где солнца, вне зависимости от непогоды, всегда в достатке. Здесь по осени солнце собирают, выдерживают в дубовых бочках, а затем продают недорого совершеннолетним. Догадались? Да, путешествие было предпринято на Инкерманский завод марочных вин - крупнейшее и уникальнейшее предприятие классического виноделия Крыма.
Поскольку туристический сезон еще не сбавил оборотов, предварительная запись на визит не потребовалась, по телефону экскурсионного бюро предприятия сказали, что можно приходить завтра же в 11, 15 и 16 часов. В назначенное время наша компания подошла к проходной и оказалась в большой толпе желающих попасть в инкерманское царство Бахуса. Пришлось немного поволноваться, памятуя, как нас здесь беспардонно отшили зимой, когда переводчик группы шведов заявила, что пара севастопольцев погубит её карьеру. Вторая попытка оказалась удачней: присутствовавшие группы иностранных туристов вели себя беззаботно и дружелюбно, а соотечественники радостно смеялись, приобретая входные билеты (стоимость экскурсии вместе с дегустацией в настоящий момент составляет 100 гривен - цена средняя, чуть дешевле
Массандры и немного дороже
Совхоза Софьи Перовской).
Всего в ожидании винного приключения под проходной томилось около 80 (!) человек. Экскурсия началась с 15-минутной задержкой, которая у представителей винзавода, видимо, ушла на то, чтобы найти дополнительных проводников, чтобы разбить нас на 3 отдельные группы.
Молодая, но очень энергичная экскурсовод, беря тавра за рога, сразу же повела своих подопечных в подвалы, чтобы опередить остальные группы и с комфортом осмотреть самое интересное - легендарные подземные лабиринты завода. По дороге было любопытно узнать, оглянувшись на герб Инкерманского завода, что изображена на нём Геба - греческая богиня, которой доверено подавать на олимпийских пирах вино самому Громовержцу Зевсу.
На красиво ухоженной территории завода в глаза бросаются громадные цилиндрические ёмкости, блестящие нержавейкой. Эти цистерны, в каждую из которых входят десятки тонн сусла (бродящий виноградный сок). Они первыми встречают будущее вино, здесь происходит первичное отстаивание виноматериала от винного камня, которое длится 20 суток.
Попадают на завод виноматериалы, как с собственных виноградников, так и от предприятий первичного виноделия. В числе поставщиков «Инкермана» числятся 20 крымских предприятий. Проследить за качеством сырья позволяет собственная аналитическая лаборатория, что за рубежом является редкостью, ведь даже во Франции винзаводы направляют виноматериалы сторонним специалистам. Также в лаборатории проводятся тесты на микробиологическую стойкость. Суть проверки заключается в пребывании вина в течение 2 недель при температуре 26 градусов, что не должно привести к каким-либо изменениям. Специалисты «Инкермана» проводят в день до 150 анализов.
Многих туристов привлекают оригинальные «бочковые» солнечные часы, расположенные на розовой клумбе. Как объяснила экскурсовод, это символ времени, которое проводят инкерманские вина в дубовых бочках. Ведь согласно традиционным технологиям, вино, если это только не молодые вина, обязательно выдерживается в контакте с дубом. А по подземным площадям и количеству дубовых ёмкостей «Инкерман» является абсолютным рекордсменом. Здесь расположены 700 бутов ёмкостью от 5 до 21 тонны и 7 тысяч бочек, вместимостью от 300 литров до тонны.
По территории завода можно встретить изящные клумбы: цветы растут прямо из старых бочек, что подчёркивает атмосферу настоящего виноделия.
Даже вход в подвалы предприятия оформлен в виде старинных дубовых ворот, наподобие замковых окованных железом. Сразу за ними расположено непримечательное длинное помещение, отделанное кафелем, где пахнет, против ожидания, не вином, а дезинфекцией. Это шлюз, который не пускает дальше тёплый воздух.
При входе туристов предупреждают, что завод работает, а потому из соображений техники безопасности не стоит никуда соваться без приглашения и мешать персоналу. И действительно, здесь чувствуется ход некого таинственного производственного ритуала, в котором изредка попадающиеся на пути рабочие, похожие на молчаливых гномов, добывающих золото в недрах горы.
В первом зале находится купажное отделение, где виноматериалы смешивают и готовят для закладки на выдержку в бочки. Также здесь производят обработку холодом: быстро замораживают сусло до -4 градусов, чтобы при этой температуре за несколько дней окончательно выпал винный камень. Шесть бочек для купажа, покрытые изнутри стеклоэмалью, вмещают по 50 тонн виноматериала каждая. В них виноделы реализуют рецепты вин, вмешивая различные виноматериалы в строгих пропорциях.
Наконец мы входим в святая святых - длинные галереи, уставленные бесконечными рядами огромных дубовых бутов. Тут прохладно, сумеречно, тихо и гулко, воздух пропитан изысканным запахом вина. На высоких потолках - сводах этих пещер виднеются тёмно серые пятна. Экскурсовод обращает наше внимание на них:
- Это плесень. Вначале с ней боролись, но потом выяснили, что её присутствие благотворно сказывается на микроклимате и очищает воздух, что также помогает получать более качественное вино.
В благотворном действии плесени убедились на собственном опыте. У одного из нашей компании была сезонная аллергия на пыльцу: заложен нос, сопли. А выйдя из подвалов, он снова задышал!
- Кто же пробивал все эти тоннели в скале? - спросил кто-то из туристов.
- Это штольни, оставшиеся после добычи инкерманского камня, - ответила проводник. - Данные выработки образовались в процессе восстановления Севастополя после Великой отечественной войны.
Мы останавливаемся у одного из бутов.
Все тут же разбегаются, чтобы сфотографироваться у ближайшей горы бочек. Экскурсовод рассказывает, что бут имеет в высоту и ширину по три метра. Из бута вино медленно испаряется, каждый день теряется, чуть ли не по литру вина (смех и остроты в группе), приходится доливать. Виноделы называют это «долей ангелов», раньше считалось, что бестелесные существа пробуют хмельной нектар. Бут необходимо периодически чистить изнутри, поскольку забиваются поры древесины. Для доступа человека внизу бочки имеется маленькая «форточка» размерами 40 на 25 см. Трудно поверить, но сюда проникает взрослый мужчина. Несмотря на наличие респиратора, винные пары внутри бочки настолько сильны, что если рабочий не сможет выбраться вовремя, он может погибнуть. Чтобы не допустить подобного, снаружи дежурит напарник в любой момент готовый вытащить рабочего наружу за ноги.
Повсюду виднеются пучки стеклянных труб - винопровод. Это дорогостоящая система, по которой циркулирует вино. Такое можно увидеть только на отечественных предприятиях, ведь в Европе применяется более дешёвая нержавейка.
Вопреки предупреждениям, замерзнуть в подвалах у нас не получилось, поскольку мы постоянно передвигались по длинным лабиринтам, то и дело приходилось бежать, чтобы догнать свою группу, когда задерживался фотографируя.
Покинув подвалы, мы отправляемся на долгожданную дегустацию. По дороге глаза привыкают к нестерпимо яркому дневному свету. Большой дегустационный зал оформлен по-советски строго и со вкусом, стену украшают большие чеканки на мифологические сюжеты. На столах уже расставлены бокалы, минералка и вазочки с солоноватыми крекерами.
Для пробы здесь используется всего один бокал, который можно споласкивать водой и сливать в большую пузатую вазу на ножке. С вазами получаются забавные кадры, поскольку они комично похожи на полторалитровые бокалы.
Дегустация проходит традиционно, начинаясь с самых сухих вин, следуя к полусладким и креплёным. Выдаётся специальный лист с таблицей, которую заполняет дегустирующий, также дарят очень радующий карандаш с фирменным логотипом «Inkerman».
Дегустация проходит чрезвычайно быстро, видимо сказывается наплыв туристов. Вина следуют одно за другим, не успеваю смаковать, приходится допивать залпом (вылить? ни за что!), чтобы получить следующую порцию. Вокруг происходит какая-то суматоха, рассказывают об одном вине, а наливают другое, шумно и весело, носятся экскурсоводы с бутылками. От такого темпа быстро наступает хмель, но хоровод резко заканчивается. От дегустации получено достаточно вина, но минимум удовольствия. Это критика. Есть с чем сравнивать: из четырёх дегустаций на различных крымских заводах, от этой осталось минимум впечатлений. Нельзя гнать события в таком ответственном действе!
Но экскурсия еще не окончена, впереди - фирменный магазин TM «Inkerman».
Подвыпившие туристы, как школьники на перемену, врываются к полкам, ломящимся от бутылок. Выбор поражает в самое сердце! У касс можно разжиться картонными ящиками, которые нужны тут каждому третьему, чтобы унести трофеи. Здесь продаются вина, которых не встретишь на полках обычных магазинов. Мы стали счастливыми обладателями портвейна «Севастополь» 1994 года урожая: минимум 5 лет выдержки в дубовой бочке и номерная тара. Это вино есть в Википедии, где 1994 год назван самым лучшим. 19-летнее вино всего за 10 евро - фантастика!
Экскурсия на завод, хоть и проводилась в спешке, оставила самые приятные воспоминания. Обязательно вернёмся сюда зимой, чтобы оценить всё тоже самое, но только с комфортной скоростью и в боле расслабленной атмосфере.